Заключение

Страница 2

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки, нами было проведено экспериментальное исследование восприятия современной "детской" музыки младшими школьниками. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый этап был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

Музыкальный материал фортепианного цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, отобранный нами для проведения эксперимента, полностью соответствует понятию "современная детская музыка", что проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, кластеров, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, и звукоизобразительности.

Для формирования и развития у младших школьников восприятия современной детской музыки, нами была разработана методика музыкально-педагогического анализа, предполагающая педагогическое руководство, направленное на изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка.

Методики базируется на таких принципах, как: 1) ориентация на средства выразительности современного музыкального языка; 2) взаимодействие средств выразительности с образным содержанием произведения; 3) эмоциональное исполнительское постижение образного содержания произведения.

В процессе слушания и инструментального исполнения учениками конкретных музыкальных произведений мы раскрыли перед детьми закономерности современного языка музыки и правильного его осмысления. При этом поэлементный анализ каждого компонента целостного музыкального образа позволил научить ученика воспринимать музыкальную ткань современных произведений, закрепляя необходимые связи между слухом, эмоцией, знанием и движением. Такой вывод мы можем сделать, проанализировав результаты формирующего эксперимента. Количество учащихся с высоким уровнем восприятия современной детской музыки по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 33%. Количество детей с низким уровнем восприятия, в свою очередь, с 50% снизилось до 25%.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к убеждению о необходимости развития у младших школьников восприятия современного музыкального языка.

Для достижения этой цели целесообразно применять методику, направленную на анализ средств музыкальной выразительности.

Поскольку, восприятие музыки происходит не только в процессе ее слушания, но ее исполнения, педагогическое руководство развитием способности к восприятию музыки следует начинать с первых уроков по обучению игре на музыкальном инструменте. Цели достигает педагог, творчески относящийся к своей работе, целенаправленно обновляющий свои методы музыкального воспитания и образования учеников. Начиная работать над новым произведением, педагог должен, прежде всего, подготовить ученика к восприятию новой для него музыки. Для этой цели преподаватель сам исполняет произведение целиком "погружая" ребенка в образный мир звуков. Подлинно художественное исполнение педагогом произведения и является началом формирования у ученика музыкального восприятия. Выявляя реакцию ученика на прослушанное произведение, педагог дополняет музыку ярким и образным словесным пояснением, нередко прибегая к доступным ребенку жизненным и художественным ассоциациям.

Чем сложнее музыкальное произведение, чем менее конкретно выражено в музыкальном языке его образное содержание, тем полнее педагог должен раскрывать художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности его музыкального языка.

С музыкальным развитием ученика совершенствуется качество его восприятия и гибкость координированного решения художественно-слуховых и исполнительских задач. Непосредственное восприятие постепенно переходит в фазу большего осознания учеником поставленных перед ним задач. В связи с этим и подготовка его должна быть направлена на восприятие новых, более сложных средств музыкальной выразительности современного языка.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Human Fortress
Human Fortress Начало истории "Human fortress" было положено в 1997 году, когда Пабло Джей Таммен (бас), Торстен Вольф (гитара) и Волкер Трост (гитара) замутили проект "Timezone". По объявлению в одном из ганноверских журналов они нашли барабанщика. Затем был подобран какой-то в ...

Гимн возрожденной России
Гимн возрожденной России Грачев В. Н. Создание и принятие союзного гимна А. Александрова инициировало в 40-50-е гг. процесс «гимнотворчества» во всех республиках, входящих в СССР. Однако гимн РСФСР тогда так и не был принят, несмотря на то, что крупнейшие отечественные композиторы предлагали свои в ...

"Болеро" как оркестровая пьеса
Жизнь "Болеро" как блестящей именно оркестровой, а не только балетно-сценической пьесы, дал Атуро Тосканини. И вот настало время рассказать о том напряжении, которое возникло в отношениях двух великих музыкантов из-за несогласия в трактовки этого произведения. 1930 год. Тосканини готовит ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru