Заключение

Страница 2

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки, нами было проведено экспериментальное исследование восприятия современной "детской" музыки младшими школьниками. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый этап был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

Музыкальный материал фортепианного цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, отобранный нами для проведения эксперимента, полностью соответствует понятию "современная детская музыка", что проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, кластеров, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, и звукоизобразительности.

Для формирования и развития у младших школьников восприятия современной детской музыки, нами была разработана методика музыкально-педагогического анализа, предполагающая педагогическое руководство, направленное на изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка.

Методики базируется на таких принципах, как: 1) ориентация на средства выразительности современного музыкального языка; 2) взаимодействие средств выразительности с образным содержанием произведения; 3) эмоциональное исполнительское постижение образного содержания произведения.

В процессе слушания и инструментального исполнения учениками конкретных музыкальных произведений мы раскрыли перед детьми закономерности современного языка музыки и правильного его осмысления. При этом поэлементный анализ каждого компонента целостного музыкального образа позволил научить ученика воспринимать музыкальную ткань современных произведений, закрепляя необходимые связи между слухом, эмоцией, знанием и движением. Такой вывод мы можем сделать, проанализировав результаты формирующего эксперимента. Количество учащихся с высоким уровнем восприятия современной детской музыки по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 33%. Количество детей с низким уровнем восприятия, в свою очередь, с 50% снизилось до 25%.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к убеждению о необходимости развития у младших школьников восприятия современного музыкального языка.

Для достижения этой цели целесообразно применять методику, направленную на анализ средств музыкальной выразительности.

Поскольку, восприятие музыки происходит не только в процессе ее слушания, но ее исполнения, педагогическое руководство развитием способности к восприятию музыки следует начинать с первых уроков по обучению игре на музыкальном инструменте. Цели достигает педагог, творчески относящийся к своей работе, целенаправленно обновляющий свои методы музыкального воспитания и образования учеников. Начиная работать над новым произведением, педагог должен, прежде всего, подготовить ученика к восприятию новой для него музыки. Для этой цели преподаватель сам исполняет произведение целиком "погружая" ребенка в образный мир звуков. Подлинно художественное исполнение педагогом произведения и является началом формирования у ученика музыкального восприятия. Выявляя реакцию ученика на прослушанное произведение, педагог дополняет музыку ярким и образным словесным пояснением, нередко прибегая к доступным ребенку жизненным и художественным ассоциациям.

Чем сложнее музыкальное произведение, чем менее конкретно выражено в музыкальном языке его образное содержание, тем полнее педагог должен раскрывать художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности его музыкального языка.

С музыкальным развитием ученика совершенствуется качество его восприятия и гибкость координированного решения художественно-слуховых и исполнительских задач. Непосредственное восприятие постепенно переходит в фазу большего осознания учеником поставленных перед ним задач. В связи с этим и подготовка его должна быть направлена на восприятие новых, более сложных средств музыкальной выразительности современного языка.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

История оперы в Германии
Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера име ...

Entombed
Entombed Предтечей этой шведской группы был проект "Nihilist", существовавший в 1987-1989 годах. Команда выпустила три демки и успешно распалась. Однако, спустя короткий промежуток времени музыканты в несколько видоизмененном составе собрались вновь уже под вывеской "Entombed". ...

Опера Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser)
Опера Рихарда Вагнера "Тангейзер" (Tannhauser) Опера в трёх действиях; либретто автора по саге XIII века. Первая постановка: Дрезден, 1845 год. Действующие лица: Герман, ландграф Тюрингский (бас), Тангейзер (тенор), Вольфрам фон Эшенбах (баритон), Вальтер фон дер Фогельвейде (тенор), ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru