Заключение

Страница 2

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что целенаправленный музыкально-педагогический анализ художественных произведений способствует развитию у детей восприятия средств выразительности современной музыки, нами было проведено экспериментальное исследование восприятия современной "детской" музыки младшими школьниками. Исследование включило два этапа эксперимента – констатирующий и формирующий. Первый этап был направлен на диагностику особенностей музыкального восприятия школьников, второй – на проверку результативности разработанной методики развития музыкального восприятия.

Музыкальный материал фортепианного цикла "Лесные сцены" Ж. Металлиди, отобранный нами для проведения эксперимента, полностью соответствует понятию "современная детская музыка", что проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, кластеров, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, и звукоизобразительности.

Для формирования и развития у младших школьников восприятия современной детской музыки, нами была разработана методика музыкально-педагогического анализа, предполагающая педагогическое руководство, направленное на изучение учащимися (в процессе слушания и собственного исполнения) средств музыкальной выразительности современного языка.

Методики базируется на таких принципах, как: 1) ориентация на средства выразительности современного музыкального языка; 2) взаимодействие средств выразительности с образным содержанием произведения; 3) эмоциональное исполнительское постижение образного содержания произведения.

В процессе слушания и инструментального исполнения учениками конкретных музыкальных произведений мы раскрыли перед детьми закономерности современного языка музыки и правильного его осмысления. При этом поэлементный анализ каждого компонента целостного музыкального образа позволил научить ученика воспринимать музыкальную ткань современных произведений, закрепляя необходимые связи между слухом, эмоцией, знанием и движением. Такой вывод мы можем сделать, проанализировав результаты формирующего эксперимента. Количество учащихся с высоким уровнем восприятия современной детской музыки по сравнению с констатирующим экспериментом увеличился на 33%. Количество детей с низким уровнем восприятия, в свою очередь, с 50% снизилось до 25%.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к убеждению о необходимости развития у младших школьников восприятия современного музыкального языка.

Для достижения этой цели целесообразно применять методику, направленную на анализ средств музыкальной выразительности.

Поскольку, восприятие музыки происходит не только в процессе ее слушания, но ее исполнения, педагогическое руководство развитием способности к восприятию музыки следует начинать с первых уроков по обучению игре на музыкальном инструменте. Цели достигает педагог, творчески относящийся к своей работе, целенаправленно обновляющий свои методы музыкального воспитания и образования учеников. Начиная работать над новым произведением, педагог должен, прежде всего, подготовить ученика к восприятию новой для него музыки. Для этой цели преподаватель сам исполняет произведение целиком "погружая" ребенка в образный мир звуков. Подлинно художественное исполнение педагогом произведения и является началом формирования у ученика музыкального восприятия. Выявляя реакцию ученика на прослушанное произведение, педагог дополняет музыку ярким и образным словесным пояснением, нередко прибегая к доступным ребенку жизненным и художественным ассоциациям.

Чем сложнее музыкальное произведение, чем менее конкретно выражено в музыкальном языке его образное содержание, тем полнее педагог должен раскрывать художественное богатство произведения и отдельные выразительные особенности его музыкального языка.

С музыкальным развитием ученика совершенствуется качество его восприятия и гибкость координированного решения художественно-слуховых и исполнительских задач. Непосредственное восприятие постепенно переходит в фазу большего осознания учеником поставленных перед ним задач. В связи с этим и подготовка его должна быть направлена на восприятие новых, более сложных средств музыкальной выразительности современного языка.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Downset
Downset Впервые эти калифорнийские ребята собрались вместе в 1986 году под вывеской "Social Justice". Основателями команды были Рей Энтони Оропеза (р. 2 июня 1970, вокал), Джеймс Моррис (р. 11 апреля 1974, бас) и Крис Ли (р. 27 января 1975, ударные). Чуть позже к ним примкнули гитарист ...

О мизанфонии
Г.И.Ганзбург Термин, вынесенный в заголовок статьи, образован по аналогии с термином мизансцена, появившимся в 1820 г. и бытующим в театроведении со второй половины XIX века. По определению С.Эйзенштейна: “Мизансцена в самом узком смысле слова — сочетание пространственных и временных элементов во ...

Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский (7. V. 1840, Воткинск - 6. XI. 1893, Петербург) Г. Маркези Сын горного инженера и одарённой пианистки французского происхождения, второй из шести братьев (младший, Модест, станет его либреттистом и биографом). Сперва изучает право и учится игре на фортепиано, затем с 1861 п ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru