Вокально-симфонические сочинения Рахманинова

Информация » Вокально-симфонические сочинения Рахманинова

Страница 2

Вокально-симфоническая поэма "Колокола" на стихи Эдгара По в русском переводе К. Д. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова (1913), по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежат к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки "Колоколов" обусловлен, как замечает Асафьев, "слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова . с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества" (25, 301). И в этом смысле рахманиновская поэма оказалась таким же пророческим произведением, как "Прометей" Скрябина или "Весна священная" Стравинского.

В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути. Проблемы человеческой жизни трактованы в "Колоколах" в обобщенно-философском плане, поэтому образы ее не индивидуализированы: певцы-солисты выступают не как конкретные персонажи, а как "вестники судьбы", выразители некой высшей воли, господствующей над жизнью и смертью человека. Вместе с тем музыка Рахманинова лишена той отвлеченной символики, элементы которой присутствуют в бальмонтовском переводе стихотворения По. Содержание поэтического текста было переосмыслено композитором, и образы его, по справедливому замечанию А. И. Кандинского, "обрели русскую "плоть" и "кровь", сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение" (136, Рб).

При всей образно-стилистической новизне и оригинальности "Колоколов" в них сохраняются тесные связи с общим направлением рахманиновского творчества 1910-х годов. Те новые черты, которые были отмечены нами выше в прелюдиях ор. 32 и этюдах-картинах Рахманинова, получили именно в этом его сочинении наиболее полное, концентрированное выражение. Широкое использование сложных многофункциональных аккордовых построений, энгармонических тональных сдвигов и модуляций сообщают гармоническому языку поэмы особую колористическую и экспрессивную интенсивность. Богатый яркими и разнообразными красками оркестр "Колоколов", включающий кроме обычного тройного состава фортепиано, челесту и большую группу ударных, давал повод говорить об импрессионистичности оркестрового письма композитора (см.: 37). Однако, в отличие от импрессионистической зыбкости колорита, звуковые краски Рахманинова сочны, определенны, как бы положены широким густым мазком. Посредством мастерского смешения тембров он достигает, в зависимости от той или иной образно-колористической задачи, ярких и сильных контрастов звучания.

Каждая из частей "Колоколов" представляет собой законченную картину, и в то же время все они связаны между собой не только общностью основной идеи, но и последовательным развитием некоторых музыкально-тематических элементов. Стремительно проносящаяся перед слушателем первая часть рисует хорошо знакомую по русской литературе картину санного пути, сопровождаемого веселым серебристым звоном бубенцов и колокольчи ков. Несколько холодноватый, легкий воздушный колорит ее музыки создается преобладающим звучанием деревянных духовых в высоком регистре с добавлением "звенящего" тембра челесты и арфы. Инструменты медной группы использованы очень экономно, и только в кульминационные моменты фанфарные обороты труб и валторн звучат как выражение высшего восторга и упоения жизнью.

Основная тема возникает из секундового сопоставления трезвучий I и II ступеней, переходящего в непрерывный заливистый звон (пример 48). В коротком среднем эпизоде Meno mosso характер музыки меняется, возникает образ какого-то волшебного сна, оцепенения мечты, но радостный возглас солиста (тенор) подхватываемый хором, "Сани мчатся" (цифра 20) выводит из этого состояния. В заключительном построении этой части на фоне переливчатого торжественного звона у скрипок появляется плавно раскачивающаяся фигура, которая в различных вариантах проходит через все дальнейшие части, приобретая до известной степени значение основного лейтмотива (пример 49).

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Grand Funk Railroad
Grand Funk Railroad Основанная в 1968 году, "Grand Funk Railroad" была первой американской хард-рок-группой, достигшей массовой известности, при одновременном неприятии многими слушателями и критиками. Команда состояла из гитариста Марка Фарнера (р. 29 сентября 1948, Флинт, США), басис ...

Freedom Call
Freedom Call "Freedom call" – одна из многих немецких металлических команд, пошедших по пути, проторенному их соотечественниками из "Helloween". Ее основатели, Крис Бэй и Дэн Циммерманн, познакомились в 1988 году. Кавер-банда Дэна "Chine white" искала подходящего вока ...

Fear Factory
Fear Factory Эта команда фактически явилась родоначальником нового музыкального направления, получившего впоследствии название "индастриал". Парни ухитрились разбавить сокрушительный дэт холодом электроники и рейвовскими вставками. "Fear factory" были сформированы в 1990 году в ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru