Вокально-симфонические сочинения Рахманинова

Информация » Вокально-симфонические сочинения Рахманинова

Страница 3

Вторая часть, в которой солирует женский голос (сопрано), представляет собой лирический центр произведения. Начальные слова ее текста "Слышишь, к свадьбе звон святой, золотой" многократно повторяются в хоре в виде постоянного рефрена (пример 50). Однако мы не находим здесь реальной картины свадебного обряда - это, скорее, сложный сплав чувств человека на пороге его самостоятельной зрелой жизни. Отсюда некоторая двойственность выразительного характера музыки, сочетающей нежный лиризм с суровой торжественностью и настороженностью ожидания. В ней, как писал один из критиков, "не столько непосредственной радости, сколько элегического лунного взгляда "на грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов"" (281)- Из приведенной фразы хора вырастает широкая плавная мелодия солирующего голоса, которую дополняет более страстная и чувственная хроматическая тема среднего раздела.

В третьей части "Колоколов" с особенной силой отразилась та "встревоженность начала века, полная грозовых предчувствий", о которой писал в связи с этим произведением Асафьев. Картина пожара разрастается здесь до размеров космической катастрофы, в которой гибнет всё и вся. Образ всепожирающего пламени как символ грядущих бед и потрясений был широко распространен в символистской поэзии этих лет. Вместе с тем созданная Рахманиновым картина панического ужаса и гибели массы людей напоми стихийного народного бедствия в классических русских в операх (см.: 293, 102). В музыке этой части отсутствует оформленный и тематизм, заменяемый краткими мелодическими фрагментами и гармоническими построениями, которые выполняют одновременно изобразительную и выразительную функции. Ритмически равномерное чередование трех разных трезвучий при быстром

движении сливающихся в один сложный гармонический комплекс передает звуки тревожного набата. Стоны и вопли охваченного ужасом народа выражены в хроматических "завываниях" хора, напоминающих некоторые страницы опер Мусоргского. В ходе развития музыка дополняется различными элементами сонорно-изобразительного плана, достигая огромной силы драматического выражения.

Последняя часть поэмы - скорбный эпилог, картина похорон. Ровное, неторопливо-размеренное течение музыки напоминает траурное шествие, сопровождаемое мрачным звоном похоронного колокола. Остинатная квинтовая фигура скрипок представляет собой видоизмененную фигуру из коды первой части, но окрашенную в совершенно иные тона. На этом фоне звучит "надгробное слово" певца-солиста (баритон), которому вторит краткими псалмодическими фразами хор. В среднем разделе этого финала возникают жуткие, фантастически-кошмарные образы страшного призрака смерти, но затем восстанавливается первоначальное движение, и оканчивается все произведение тихой мажорной кодой с широкой выразительной темой струнных, медленно и плавно возносящейся в высокий светлый регистр. Это примиряющее заключение, своего рода "музыкальное послесловие" вносит существенно важный нюанс в трактовку поэтического текста, освобождая его от того безысходно мрачного пессимизма, которым окрашено произведение По.

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Каденции пассажные, мотивные, тематические
Каденции пассажные, мотивные, тематические А.М. Меркулов Каденции солиста в отмеченную эпоху были не просто достаточно распространены, но часто являлись своего рода «гвоздем программы», так сказать «фирменным блюдом» выдающегося артиста и излюбленным лакомством для публики, а также пищей для критик ...

Сретение Господне
(2/15 февраля) Тропарь, гласъ 1: Радуйся, благодатная Богородице, Дhво, изъ Тебе бо возсiя Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, просвhщаяй сущiя во тьме: веселися и ты старче праведный, прiемый во объятiя Свободителя душъ нашихъ, дарующаго намъ воскресенiе. Кондак, гласъ 1: Утробу Дhвичу освятивый ро ...

Hellacopters
Hellacopters Как оказывается, в Швеции кроме известных поп-рок-образований типа "Abba" и "Roxette" и мелодичных металлистов из Гетерборга, водятся группы, исполняющие другую музыку. Одним из таких коллективов стал "Hellacopters", производящий коктейль из панка, металла ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru