Произведения для фортепиано

Страница 2

Музыкальный язык, на котором композитор высказывает свои новые мысли, естественно, столь же радикален. Фундамент музыкального мышления Мосолова - это новая тональность («атональность»), сходная с типом тональности Прокофьева (например, в опере «Игрок»), Шостаковича (в 1-й фортепианной сонате), Мясковского (в 7-й симфонии), но далекая от типа тональности Скрябина - Рославца - школы Яворского. Резкая диссонантность ткани часто регулируется жесткими, упрямыми мелодическими линиями. Причем мелодии Мосолова, несмотря на доходящую порой до 12-тоновости хроматизацию, все же где-то в глубинной основе содержат диатонику; этим «атональный» язык Мосолова отличается от шенберговского. Иногда Мосолов явно намеренно обращается к современной ему гармонической технике неповторения звуков. Так, в величественной «заставке» 1-й сонаты (см.) до начала повторности успевают пройти 10 различных высот без единого повторения9:

es - e

b - a

des - c

fis

h

f

d

7 - 8

2 - 1

5 - 4

10

3

9

6

Хотя «додекаряд» этот неполон, его интонационный эффект и эмблематичность композиционной подачи сходны с начальным показом серии во многих атональных, додекафонных сочинениях (например, в III части «Canticum sacrum» Стравинского, начала разделов «Caritas», «Spes», «Fides»; в начале III части 2-й фортепианной сонаты Булеза). Но и при обработке фольклорного мелоса («Туркменские ночи») Мосолов не опускается до примитивного уровня «снисходительного стиля» («под народ»), а развивает фольклорную интонацию средствами современной музыки, поднимая звучание народной мелодии до концепционной современной проблематики.

Гармония Мосолова 20-х годов руководствуется принципами новой тональности в условиях полной раскрепощенности диссонанса. Система гармонии подвижна и может склоняться то в сторону отнюдь не избегаемых полностью структур мажора и минора (2-я соната, 2-я из «Трех пьесок»), то в сторону острой хроматической полиладовости (3-я из них), то в сторону искусственных модусов (в частности, полигармонических - например, симбиоз хроматического модуса индивидуальной структуры и эолийского лада в 1-й пьесе из «Туркменских ночей»), то в сторону сонорики ударных созвучий сложной структуры либо пентаккордов, квинтаккордов, то в сторону эффектов «атональной» хроматики, полутоновых додекахордов (полных или неполных). Принцип гармонии XX века - создание индивидуальных модусов (ИМ), то есть новых ладов на основе свойств индивидуально избираемого для данной структуры созвучия либо звукоряда, полиряда, какого-либо другого вида звукосочетаний (на основе центрального элемента - ЦЭ), - широко используется Мосоловым. Не воспроизводить известные лады (мажор, минор, древние или новые модальные звукоряды), а сочинять гармоническую структуру становится задачей композитора. Чтобы правильно понимать гармонию, не нужно во что бы то ни стало втискивать ее в известные нам мажор, минор, T и D, диатонический ряд. Это и трудно, и не музыкально, ведет к неминуемым натяжкам и заблуждениям. Надо понимать сочиняемый композитором ИМ, искусственный лад, и мыслить адекватно в его категориях. За исходную данность надо принимать не несуществующий более «c-moll» или «d-moll», а именно тот комплекс, который сочинен композитором. Тогда все гармония «становится на место» и познается адекватно. Так, в начальном аллегро 1-й сонаты остовом ИМ является центральный тон «C» и интервальный ряд es-e-b-a-des-c-fis-h (а вовсе не «c moll» в обычном смысле). В начале 4-й сонаты ИМ составляет «серия» из четырех аккордов, см. т.1, без явно выделенного одного основного тона (преобладает над другими «дважды-ладовое» сопряжение c + fis; но развитие исходит не из этой тональной окраски, а из совокупности четырех гармоний как сложносоставного центрального элемента гармонической структуры сонаты в целом). Тональность (новая) здесь - это высотное положение ИМ и система новофункциональных отношений в нем. Объявленный автором 5-й сонаты «d-moll» - не многим более, чем успокаивающая вывеска в старомодно-благородном стиле. Подлинным гармоническим центром I части является комплекс вертикальных и горизонтальных созвучий в т. 1-2 от Allegro affannato (см. «разрешение» начального мелодического ряда в заключении I части, т. 2-1 от конца). Аналогичные системы и новофункциональные значения см. также в гармонии других сочинений Мосолова10.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Гармония в блюзе
Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 – на субдоминанте и тонике и последние по 2 – на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» – это импровизация на данную тему,уложенная в количество такт ...

Исполнительское дыхание
«Исполнительским дыханием называется такое дыхание, которое в отличие от нормального, подчинено задачам звукообразования и музыкальной фразировки, и поэтому оно регулируется исполнителем целенаправленно и сознательно по периодичности и продолжительности его элементов (вдоха и выдоха), а также по си ...

Понятие о колебательном движении
Наши звуковые ощущения (звуки, шумы) вызываются воздействием различных колебательных движений на орган слуxa. На примере маятника рассмотрим простейшие колебательные движения. Шарик, укрепленный на нити в точке А (рис. 1), будет висеть неподвижно, если на него действует только сила земного притяжен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru