Произведения для фортепиано

Страница 3

Система музыкальных форм у Мосолова в своей основе вполне традиционна (как и у позднего Скрябина), но формы модифицируются изнутри. В 1-й и 2-й из «Трех пьесок» острохарактеристическое интонационное содержание подчинено логике песенной формы по типу: период - середина - реприза. В 3-й - афористичность мысли ведет к сжатию формы, главным фактором устойчивости которой становится повторение основного гармонического комплекса как замыкающее обрамление. В крупных формах, несмотря на quasi-серийное выведение ткани из начальных комплексов (ЦЭ), стержнем композиции остается тонально-тематический принцип. Выражением музыкального образа Мосолов представляет себе яркую, впечатляющую тему в рамках индивидуального модуса (ИМ) на основе избираемого (сочиняемого) звукового комплекса ЦЭ. Здесь он мыслит на совершенно традиционной основе. Таковы у него прежде всего главные темы сонат. То же относится и к побочным темам, с обычной для сонатных форм поправкой на контраст структуры побочной мысли по отношению к главной. Сохраняет в полной мере Мосолов и сильнейший контраст темам развивающих частей - разработок, связующих ходов; новизна формы определяется выполнением в новой гармонии, на основе указанной новой тональности.

Фортепианный стиль Мосолова исходит из традиции пышного позднеромантического письма для этого инструмента. Достижения листовско-скрябинско-рахманиновского панизма составили отправную точку для развития фортепианного стиля Мосолова. Индивидуальные черты музыкального характера, экспрессии, мышления Мосолова проявляются в «размашистости» фактуры, широком использовании крайних регистров инструмента как нормативных, а не экстраординарных. В связи с этим постоянное стремление к поражающим звуковым эффектам (например, в 3-й пьесе из «Туркменских ночей» мелодия дублируется через 4 октавы), к оперированию большими звуковыми массами, к игре «в три руки» (в 4-й сонате - Lento, Elevato, т. 5 след.; в 5-й сонате - 4 такта перед Patetico, с. 43).

Но вместе с взволнованной и беспокойной эмоциональностью основного тона мосоловского пианизма он открыт и для различных новых веяний, свойственных эпохе. Велика роль всевозможных сонорных, ударных эффектов звучания фортепиано. Особенно это касается 2-й пьесы из «Туркменских ночей»: явное подражание народным музыкальным инструментам позволило получить на рояле резкие остинатные звучности, метами игра «в три руки» достигает громогласности оркестра с большой группой ударных. Обилие моторики линий, родственной Хиндемиту и Шостаковичу 20-х годов, усиливает параллели стиля Мосолова с пресловутым «урбанизмом».

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Дубль-кризис: детская болезнь новизны в "-изме"
Описанная в настоящей статье типологическая особенность первого поколения романтиков состоит в том, что при жизни композиторов данной генерации индивидуальный творческий кризис, наслаиваясь на стилевой кризис эпохи, становился безвыходным. Такое катастрофическое совпадение индивидуального и эпохаль ...

Опера Джузеппе Верди "Бал-маскарад" (Un Ballo in Maschera)
Опера Джузеппе Верди "Бал-маскарад" ( Un Ballo in Maschera ) Г. Маркези Мелодрама в трёх действиях; либретто А. Соммы по драме Э. Скриба "Густав III, или Бал-маскарад". Первая постановка: Рим, театр "Аполло", 17 февраля 1859 года. Действующие лица: Ричард, граф Уэрвик ...

Романсы Рахманинова
Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков и всего лишь ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru