Специфика уроков музыки в начальной школе

Информация » Музыка в школе » Специфика уроков музыки в начальной школе

Страница 1

1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными, в частности использовать те формы, которые предложены в учебнике-тетради «Музыкальная азбука».

2. В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.

3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.

Структура курса для 1-4 классов

Тематика учебных четвертей исходит из специфики музыки как звучащего вида искусства и тесно сопряжена с жизненными прообразами. На первом году обучения дети вводятся в многообразный мир средств музыкальной выразительности, представленных в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» (М. 1998, М.2000). Темы раскрываются в связи с другими видами искусства на основе общих эквивалентов (звук и цвет в живописи, мелодия и рисунок, интонация речи и музыки, музыкальная форма, музыкальная драматургия и музыкальный сюжет в сравнении литературными произведениями. С театральным искусством, музыкальные жанры и жанры смежных видов искусства.

За основу взят принцип группировки материала от простого к сложному: от азбуки средств музыкальной выразительности (в учебнике-тетради «Музыкальная азбука» через постижения смыслов мелодической речи (в учебнике «Душа музыки») к музыкальным жанрам и формам и далее к всеобщей истории музыкальной культуры. В музыкальном творчестве: от подражательной звукоизобретательности, от синкретических (связи музыки со словом и движением) к специфически музыкальным закономерностям музыки.

Программу первого класса объединяет тема связи музыкального языка с жизнью. «Музыка начинается со звука». – так говорят сами музыканты. Именно поэтому в первой четверти большое внимание уделено теме «Звук и смысл»: тембру голоса и музыкальных инструментов, громкости, высоте, нюансам и пр. Изучая «Азбуку» музыкальных средств школьники осваивают тему в практическом музицировании – сами ищут музыкальные средства для изображения звуков природы и изображения настроения (тембры, динамику, ритмы, интонации, темпы, исполнительные приемы), которые подробно описаны в музыкальной азбуке». При этом темы начальных разделов в дальнейшем становятся как бы сквозными, соединяясь с другими темами (вначале тембр, затем тембр и громкость, потом добавляются исполнительные штрихи, ритм и др.). Представления об азбуке средств музыкальной выразительности закрепляются в музыкально-осмысленном пении и в слуховом анализе музыкальных произведений.

Во втором классе. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Интервалы на ступенях тональности
Интервалы Мажор Минор Прима (ч1) и Октава (ч8) все ступени все ступени Малая секунда (м2) III, VII II, V Большая секунда (б2) I, II, IV, V, VI I, III, IV, VI, VII Малая терция (м3) II, III, VI, VII I, IV, V Большая терция (б3) I, IV, V II, III, VI, VII Чистая кварта (ч4) все ступени, кроме IV все с ...

Тембр звука
§ 1. Тембром или окраской звука называется отражение в нашем сознании состава звука. Музыкальные звуки имеют сложный состав. Они состоят из слышимого основного тона и обертонов. Обертонами называются призвуки, возникающие выше основного тона в результате деления источника звука (струны, столба возд ...

Использование диатонических ладов в музыке Б. Бартока
Диатонические лады, будучи характерными для народной музыки, в профессиональное искусство проникли в основном через обработки народных песен и танцев или через стилизацию в духе таких обработок, придавая авторским произведениям ярко народный колорит. Научная и творческая деятельность Бартока в обла ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru