Проблемы обучения детей церковному пению

Информация » Проблемы обучения детей церковному пению

Страница 1

Печенкин Г. Б.

В начале 90-х годов этого столетия, в связи с различными политическими переменами в нашей стране начала возраждаться литургическая жизнь нашего народа, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, миссионерских организаций и многое другое.

Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводила и продолжает отводить православному церковному пению и его обучению, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением, являющимся орудием, посредством которого проповедуется БОЖИЕ СЛОВО, вместе с приличными для храма напевами образующее особый церковно-богослужебный язык.

Важно отметить в этом деле обучение церковному пению детей, причем можно выделить и разные задачи и стороны этого обучения, как-то: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и др. Поскольку состояние богослужебного пения напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит и будущее духовной жизни нашей страны, очевидна немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства.

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет "Церковное пение". Из учеников перечисленных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей.

По каким направлениям развивается в настоящее время на практике принцип обучения детей церковному пению? Здесь можно выделить два главных принципа - это профессиональное обучение и непрофессиональное.

К непрофессиональному обучению относится метод общего или более глубокого ознакомления детей без специального музыкального отбора с церковным пением в существующих формах и традициях - т.е. на первом этапе с основными молитвами, распеваемыми простейшими употребительными напевами (напр. "Отче наш" т. наз. "обычным напевом", "Царю Небесный" во глас 6-й киевского распева, "Богородице Дево" во глас 4-й киевского распева, "Достойно есть" во глас 8-й киевского распева и др.)

Какие главные методические вопросы обычно возникают при обучении детей пению в данном направлении в современных условиях? Это целый круг вопросов. Как учить детей пению - в сопровождении инструмента или без? Нужна ли при изучении простых напевов европейская музыкальная грамота и сольфеджио? Нужно ли обращать внимание на чисто вокальную сторону пения - т.е. заниматься с детьми дыханием, дикцией, "постановкой голоса" и существует ли "церковный вокал"? Как петь детям - голосом или фальцетом? Как учить детей петь - двухголосно или одноголосно? Если одноголосно, то как - по основному голосу, ведущему напев или по т.наз. "вторе" - т.е. надстроенной при двух- и более голосном пении вверх к напеву терции? (Этот вопрос, кстати, вызывает всегда ряд проблем - ведь в наших храмах при "общенародном пении" почти всегда поют по "вторе", которая является своеобразным искажением напева; объясняется это тем, что поскольку "втора" звучит выше, к ней легче подстроится голосом.) Если учить детей двухголосию, то на какой голос ориентироваться - на верхний (т.е. "втору") и к нему пристраивать нижний - поскольку так музыкально легче, или на нижний, с пристройкой к нему "вторы" - потому что так грамотнее? Необходимо ли на занятиях работать над "чистотой музыкальной интонации" и как объяснить ребенку без музыкальных данных, что он "фальшиво" поет, а в случае, если занятия проходят без инструмента, нужно ли учить детей петь в т.н. "темперированном строе" и каким образом? На что больше нужно уделять внимание на занятиях - на осмысление текста, на мелодию или на умение "распеть" текст? Наконец, как объяснить детям, почему в настоящее время за богослужением употребляется как "простое" пение - т.е. "обиход", так и "нотное" - т.е. авторские сочинения в концертном стиле и как последнее гармонирует с духом богослужения?

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского
Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского П. Е. Вайдман Рукописи Чайковского, сохранившиеся до нашего времени, дают исчерпывающее представление о личности композитора, методе его творческой работы, особенностях творческого процесса, об истоках замысла произведений великого мастера. ...

Клавесинная музыка Ф.Куперена
Франсуа Куперен родился 10 ноября 1668 года в Париже в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Способности его проявились рано, первым учителем его был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж.Томлена. В 1685 году Франсуа куперен занял ...

"Штутгартский дневник"
В 1829 году Шопен завел себе альбом, в который по традиции того времени он намеревался собирать автографы своих друзей. Так сложилось, что альбом этот стал одновременно и собранием его собственных записей. На первой его странице было написано: "Альбом Фр. Шопена в Варшаве 1829". Он был н ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru