Проблемы обучения детей церковному пению

Информация » Проблемы обучения детей церковному пению

Страница 4

Но мы сейчас говорим не о полном переходе к "знаменному пению", ибо этот процесс будет протекать еще довольно долго, и спорных доводов в защиту и против него можно приводить очень много, а о целесообразности обучения детей церковному пению на основе "осмогласия" и принципа "распева". Не касаясь духовной стороны этого вопроса, приведем основные аргументы практической пользы обучения на рассматриваемой основе.

Во-первых, это обучение должно проходить, разумеется, в рамках одноголосия, что во многом упростит на первом этапе так сказать "хормейстерскую работу" учителя, т.к. все учащиеся будут петь в один голос, хотя при этом, конечно, возникнут другие сложности. (Известно, что многие учителя церковного пения, не наставив детей в основном - т.е. не научив их "мыслить и говорить" на языке "распева", сразу начинают учить детей многоголосию, в результате чего у многих обучаемых складывается впечатление, что церковное пение строится на трех музыкальных гармонических функциях - тонике, субдоминанте и доминанте, а это далеко не так, и что основной смысл пения состоит в чистом интонировании той или иной ноты и хоровом слиянии с другими голосами.)

Во-вторых, данный принцип обучения позволит объяснить, как теоретически, так и практически указания Устава относительно пения. (Многие ли из современных певцов, поющих ныне в храмах, знакомы с понятием "самогласен", многие ли могут грамотно распеть богослужебный текст на "подобен"?)

В-третьих, обучение детей на данной основе будет формировать у них подход к богослужению с точки зрения пения как к целостной системе и отношение к храмовому пению не как свободному искусству, сопровождающему богослужение, а как способу прочтения богослужебных текстов, т.е. как к "распевному чтению" с различной степенью мелодического расширения; тем самым даст детям более глубоко понять особый Язык Богослужения Церкви, осмыслить Богослужение как пение, и пение - как Богослужение.

В-четвертых, знание конструктивных основ столпового распева позволит детям ориентироваться в монастырских "обиходах", как одноголосных, так и многоголосных, фундаментом которых является именно этот распев.

Однако, при данном принципе обучения в настоящее время нельзя уходить в крайность: нужно знакомить детей и с употребительными в настоящее время распевами и напевами, в особенности, если речь идет о неизменяемых песнопениях богослужения, а также исторически сложившимися т.наз. "гласовыми напевками"- тогда это не даст большого разрыва между тем, что дети изучают на занятиях и что реально они слышат в храмах; т.е. нужно постараться сочетать как "основной" распев, так и "поздние" распевы. (К примеру, если дети сначала изучат "напевку" 6-го гласа киевского распева, которой поется известная им молитва "Царю Небесный", а позже выучат такую же "напевку" столпового распева, то им станет ясно, откуда взялся киевский распев.)

Подведем итоги. Все описанные выше проблемы и вопросы потребуют еще, по-видимому, глубокого осмысления бессистемности существующего ныне направления обучения детей церковному пению и признание необходимости определенных преобразований. И хотя опыты обучения детей на основе принципа распева уже ведутся, потребуется еще нимало времени на создание стройной, целостной системы обучения и необходимых методик, при разработке которых придется решать еще целый ряд вопросов, связанных с суммированием накопленных теоретических и практических данных в отечественной медиевистике и анализом как древнерусских, так и существующих методик обучения церковному пению.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

Характеристика частей цикла
Все крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5] Не является исключением и Трио-квинтет – это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около 30 мин.). Семь часте ...

Concrete Blonde
Concrete Blonde Несколько лет данная калифорнийская группа находилась в зачаточном состоянии и носила название "Dream 6". Под этой вывеской музыканты выпустили всего один EP, изданный французским лейблом. "Happy hermit". Годом появления на свет "Concrete blonde" как та ...

Пятая соната, op. 12, 1925, in D
Мосолов избегает инертности циклических контрастов и тогда, когда обращается к, казалось бы, вполне традиционному типу четырехчастной сонаты: Allegro - Lento - Scherzo (Presto) - Lento. Оригинальность замысла сонаты - в том, что беспокойная мысль автора прорывает предустановленные традиционные рамк ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru