О народности богослужебного пения

Информация » Слово в защиту народности церковного пения » О народности богослужебного пения

Страница 3

Во-первых, строй современного старообрядческого пения очень близок к строю современного византийского пения, хотя, как известно, между старообрядцами и Востоком устойчивых культурных связей не существовало.

Во-вторых, современное богослужебное пение старообрядцев всех согласий в общих чертах весьма схоже, хотя многие общины также между собой не сообщаются.

В-третьих, современные исполнительские принципы знаменного пения, в особенности беспоповской традиции, также близки к современным исполнительским принципам русского духовного фольклора, в частности, к постепенно исчезающему (к великому сожалению) народному творчеству русского Севера. Если мы признаем общую исполнительскую деформацию в певческой культуре старообрядчества, то такие же выводы нам придётся сделать и относительно современного русского народного духовно-песненного творчества.

В-четвёртых, весьма трудно представить, что старообрядчество, в условиях строжайшего хранения и исполнения канонов и преданий, доходящих до буквоедства, могло допустить такие заметные искажения в области исполнения богослужебного пения, как перемена общего стиля и «манеры». В жизни старообрядческой общины всякого рода новаторство и модернизм строго преследуются и просто так не приживаются.(7)

Так или иначе, общие принципы исполнения богослужебного пения в старообрядческих общинах остаются близкими к народным.

Что же касается эстетичности и красоты современного старообрядческого пения, то они сопоставимы с красотой и эстетичностью подлинного русского фольклора, который, в свою очередь, нельзя рассматривать с точки зрения современной западноевропейской культуры, глазами человека, воспитанного на том, что именуется классическим искусством, настолько это разные явления.

Остаётся добавить, что «неофитам» знаменного пения следовало бы быть весьма осторожными в своих высказываниях относительно современной старообрядческой, а также и византийской культуры пения, было бы желательно относиться с уважением, изучать и оберегать сохранившееся в живых формах устное предание, чтобы не выглядеть самонадеянными изобретателями «ново-знаменной» традиции и реконструкторами аутентичности и «правильности» манеры того древнего пения, которого никто из наших современников не слышал и никогда не сможет услышать.

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Общественная значимость жанра оперы
В XIX веке в Германии остро встала проблема создания национальной оперы. Её рождение происходило в сложной общественно-политической обстановке. В начале XIX века Германия принадлежала к отсталым в экономическом и политическом отношении странам Европы. Деспотическая власть феодальной аристократии, ...

Hatfield and the North
Hatfield and the North Кентерберийская прог-группа "Hatfield and the north" была образована осенью 1972-го, хотя ее предыстория началась значительно раньше. Гитарист Фил Миллер и барабанщик Пип Пайл играли в ансамбле "Delivery" еще с 1966 года. Позже Фил участвовал вместе с о ...

Guess WHO
Guess WHO В далеком 1959 году канадцы гитарист Рэнди Бахмен и вокалист Чад Аллан организовали группу "Silvertones and then the Reflections", позднее переименованную в "Chad Allan and the Expressions". В ее состав также вошли басист Джим Кэйл, клавишник Боб Эшли и ударник Гарр ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru