Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Информация » Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Страница 3

Били турка, били шведа

Под знаменами Петра.

Раздавался гром победы

И кричали мы Ура!

До появления «Гром победы, раздавайся» «Преображенский марш» в сочетании с «Тебе, Бога, хвалим», использовали в роли церемониального гимна при выходах императора на параде (встречный марш), на официальных приемах, по случаю тезоименитства: в день святого покровителя царской фамилии.

Одновременно «Преображенский марш» оставался полковой музыкой русской армии. Хотя он написан как встречный марш, его, в силу огромной популярности, использовали и в качестве походного, строевого марша. С ним шла в атаку русская армия под командованием Суворова, штурмуя Измаил (1790), он звучал во время сражения под Бородино (1812), под Лейпцигом (1813) и на высотах Монмартра перед взятием Парижа.(5) Во время Отечественной войны с Наполеоном С. Марин написал слова, чтобы на музыку марша можно было петь песню для воодушевления солдат во время переходов или при торжественном вступлении в европейские города. Вот ее текст:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов;.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг!

Вот Суворов где сражался!

Там Румянцев где разил!

Каждый воин отличался,

Путь ко славе находил!

В XIX в. с появлением официальных гимнов «Марш Преображенского полка» остался главным маршем России. Кроме того, он, наряду с «Тебе, Бога, хвалим», участвовал в музыкальном оформлении коронации российских императоров. Знаменитый марш-гимн играли в конце церемонии в момент орудийного салюта.

В ХХ в. «Марш преображенского полка» продолжал оставаться и гимном, и маршем. С 1917 г. его использовали в качестве гимна в Белой армии, но, одновременно, он оказался и любимым маршем Красной армии. И поныне его играют в новой России в особо торжественные моменты, например, при выносе знамени, при встрече высоких персон.

Музыка «Преображенского марша Петра Великого» звучит не просто торжественно, но и как-то особенно задорно и победительно. Как будто в ней ожили строки пушкинской «Полтавы»:

И се — равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками

Могущ и радостен, как бой,

Он поле пожирал очами.

Радостно-торжественный настрой гимна-марша рождается из сочетания эмблематики золотого хода валторн в мелодике с фанфарными однотонными сакральными сигналами труб в его инструментальном сопровождении. Последние звучат практически непрерывно, сообщая маршу фанфарный характер и особую приподнятость и величие. «Преображенский марш» написан в европейском стиле в традициях франко-немецкой охотничьей музыки — отсюда преобладание золотого хода в его интонациях. Русский колорит запечатлелся в нем, благодаря уходу в параллельный минор в средней части сложной трехчастной формы — известный знак русской национальной школы. Сопоставление различных вариантов слов с музыой марша позволяет предположить, что в начале он был написан в простой трехчастной форме. Уход в соль-минор и последующее трио в си-бемоль мажор, скорее всего, были присочинены позднее, по-видимому, А. Дерфельдтом.

У Преображенского марша-гимна за время его существования появилось много названий. В XIX в. он обычно издавался как «Марш лейб-гвардии Преображенского полка». В настоящей Хрестоматии он дается в полном виде с дополнительными трио, но под первоначальным названием: «Пребраженский марш Петра Великого».

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

4-я симфония (e-moll)
Лирико-драматический симфонический четырехчастный цикл. I ч. начинается мягко, задушевно. 1-я тема мягкая, песенная. Заканчивается симфония трагическим финалом. I ч. e-moll. Сонатное аллегро. В этой части предопределен весь цикл (кода 1-й части). Г.П. Звучит драматически в аккордовой фактуре, с ...

Френсис
Френсис - лидер группы. Его мгновенно узнаваемый голос, а также его игра на гитаре, стали основными отличительными особенностями Status Quo. Музыканты группы называют его "Frame" или "Gomorr", поскольку он заслуженный ветеран рок-н-ролла. Его жену зовут Эйлин (Eileen), у него в ...

Ценностное пространство западной рок-музыки
Платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля, опиралась на понятие абсолютной ценности для человека Единого Блага, тождественного Бытию, Добру и Красоте. Идеалистичность этого подхода очевидна не только с точки зрения поиска первичности материи и духа, но и по общей логике смыслов связей основн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru