Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Информация » Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Страница 3

Били турка, били шведа

Под знаменами Петра.

Раздавался гром победы

И кричали мы Ура!

До появления «Гром победы, раздавайся» «Преображенский марш» в сочетании с «Тебе, Бога, хвалим», использовали в роли церемониального гимна при выходах императора на параде (встречный марш), на официальных приемах, по случаю тезоименитства: в день святого покровителя царской фамилии.

Одновременно «Преображенский марш» оставался полковой музыкой русской армии. Хотя он написан как встречный марш, его, в силу огромной популярности, использовали и в качестве походного, строевого марша. С ним шла в атаку русская армия под командованием Суворова, штурмуя Измаил (1790), он звучал во время сражения под Бородино (1812), под Лейпцигом (1813) и на высотах Монмартра перед взятием Парижа.(5) Во время Отечественной войны с Наполеоном С. Марин написал слова, чтобы на музыку марша можно было петь песню для воодушевления солдат во время переходов или при торжественном вступлении в европейские города. Вот ее текст:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов;.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним век ее каков!

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг!

Вот Суворов где сражался!

Там Румянцев где разил!

Каждый воин отличался,

Путь ко славе находил!

В XIX в. с появлением официальных гимнов «Марш Преображенского полка» остался главным маршем России. Кроме того, он, наряду с «Тебе, Бога, хвалим», участвовал в музыкальном оформлении коронации российских императоров. Знаменитый марш-гимн играли в конце церемонии в момент орудийного салюта.

В ХХ в. «Марш преображенского полка» продолжал оставаться и гимном, и маршем. С 1917 г. его использовали в качестве гимна в Белой армии, но, одновременно, он оказался и любимым маршем Красной армии. И поныне его играют в новой России в особо торжественные моменты, например, при выносе знамени, при встрече высоких персон.

Музыка «Преображенского марша Петра Великого» звучит не просто торжественно, но и как-то особенно задорно и победительно. Как будто в ней ожили строки пушкинской «Полтавы»:

И се — равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками

Могущ и радостен, как бой,

Он поле пожирал очами.

Радостно-торжественный настрой гимна-марша рождается из сочетания эмблематики золотого хода валторн в мелодике с фанфарными однотонными сакральными сигналами труб в его инструментальном сопровождении. Последние звучат практически непрерывно, сообщая маршу фанфарный характер и особую приподнятость и величие. «Преображенский марш» написан в европейском стиле в традициях франко-немецкой охотничьей музыки — отсюда преобладание золотого хода в его интонациях. Русский колорит запечатлелся в нем, благодаря уходу в параллельный минор в средней части сложной трехчастной формы — известный знак русской национальной школы. Сопоставление различных вариантов слов с музыой марша позволяет предположить, что в начале он был написан в простой трехчастной форме. Уход в соль-минор и последующее трио в си-бемоль мажор, скорее всего, были присочинены позднее, по-видимому, А. Дерфельдтом.

У Преображенского марша-гимна за время его существования появилось много названий. В XIX в. он обычно издавался как «Марш лейб-гвардии Преображенского полка». В настоящей Хрестоматии он дается в полном виде с дополнительными трио, но под первоначальным названием: «Пребраженский марш Петра Великого».

Страницы: 1 2 3 

Информация о музыке:

Рыжий священник
"Prete rosso" ("Рыжий священник") - такое прозвище получил Антонио Вивальди в мемуарах Карло Гольдони. И действительно, он был и рыжим ("Рыжий" - было прозвище и его отца), и священником. Антонио Вивальди (4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) родился в семье про ...

Интервалы в музыке
Интервал - это расстояние между двумя звуками. Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами. Полутон - это ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука. (Если считать на фортепиано, то между двумя клавишами. Напоминаю, черные – это тоже клавиши) Тон = 2 полутона. ...

“Руслан и Людмила”
1842 год. Вторая вершина оперного творчества Глинки. Сказочно-эпическая опера. Послужила началом целой эпической линии в русской опере. Сам Глинка назвал ее большой волшебной оперой. Это – очень точное определение. Опера довольно большая – 5 действий. Есть балет (2 балетных сюиты – классическая и в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru