Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Информация » Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Страница 1

Молитвы, канты, марши эпохи Петра

Грачев В. Н.

Во времена Петра I (1672-1725 гг.) в связи с выдающимися победами русского оружия большое распространение получили торжества и празднества с участием музыки. Как справедливо отмечает Т. Ливанова, «такие торжества следовали одно за другим: в 1702 г. — по случаю взятия Шлиссельбурга, в 1703 г. — снова по случаю побед над шведами, в 1704 г. — взятие Нарвы и Дерпта, в 1709 г. — победа под Полтавой, в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, в 1722 г. — взятие Дербента .»(1)

Русские славильные песнопения в тот период представляли собой довольно пеструю картину. Появившиеся тогда светские и полусветские жанры музыки панегирического содержания: торжественные виваты и канты («виватные канты»), псальмы (псалмы) западного гомофонно-гармонического склада, прославлявшие деяния царя, но не порывавшие с церковной традицией, соседствовали с одноголосными величальными напевами-молитвами в традициях знаменного пения. По аналогии с богослужебными напевами, канты создавались к определенным датам и торжественным событиям. На одно событие, как и для богослужения, слагалось сразу множество (не один десяток) таких песнопений. Вместе с символикой триумфальных врат, с торжественной канонадой, с красочным блеском фейерверков и иллюминаций, трубными фанфарами, риторикой панегирических пьес и вышеупомянутыми более традиционными полуцерковными славильными напевами, они составляли атрибутику прославления, бытовавшую в то время.(2)

В конце XVII-начале XVIII вв. русские славильные напевы стали обогащаться инструментальным сопровождением: сигналами фанфар, музыкой литавр («гласами трубными и мусикийскими» — как написал современник).(3) Иностранный путешественник отметил, что, в связи с торжествами по случаю взятия Нотенбурга, «наверху [триумфальных] ворот была устроена вислая площадка, на которой стояли, по два в ряд, восемь молодых юношей, великолепно разодетых, сливавших свое пение с музыкой»(4) (тогда как ранее встречались только отзывы о негативном отношении русских к инструментальному сопровождению пения). На возможное исполнение хоровой партии в унисон с инструментальным аккомпанементом указывает и фанфарный склад фактуры ряда виватов и кантов той поры. Но дошедшие до нас нотные записи фиксируют только слова и вокальные партии величальных напевов той поры и более позднего периода (гимн в вокально-хоровом изложении со словами писали чуть ли не до начала XIX в.). Почему так? По-видимому, примат слова и пения, идущие от традиции богослужения, оставлял за рамками важнейшего, необходимейшего даже такие важные (с художественной точки зрения) атрибуты, как инструментальное сопровождение. При этом фанфарные сигналы с литаврами в кантах, по-видимому, исполнялись «по правилам», а не по нотам.

Наиболее известные канты гимнического содержания были созданы по случаю победы под Полтавой (свыше 20 наименований) и на заключение Ништадтского мира. Исполнение кантов и виватов тогда заканчивалось пением молитвы «Многие лета».

Поскольку в эпоху Петра Россия много и успешно воевала, большое значение приобрела музыка маршей, наиболее торжественные из которых создавались по случаю побед и воспринимались как гимны — символы тех событий.

Канты, марши и духовные гимны эпохи Петра I еще не претендовали на роль единого гимна. Исполняемые «от случая к случаю» они не имели универсального значения вне конкретного праздника или сходных событий: годовщин побед, царских именин, триумфальных шествий. Функцию государственного гимна выполняла как бы вся музыка церемоний и празднеств в целом, созданная в тот период. Но некоторые гимны уже выделялись на общем фоне как более часто исполняемые или наиболее популярные.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Рахманинов. Прелюдия D dur.
Неверно называют подобную музыку «лирической»! Привычный языческий эпитет, глупый в контексте христианской культуры, пытается отсечь музыку от Неба, устремленность к которому составляет сущность европейского искусства. Вся первая тема прелюдии, почти в духе минимализма, строится из одного интерва ...

Foo Fighters
Foo Fighters Группа была основана бывшим барабанщиком легендарной "Nirvana" Дэвидом Гролом. Еще в "нирвановский" период, будучи в тени Кобейна, Дэвид потихоньку писал собственный материал. Свое название новоиспеченная команда получила от жаргонного прозвища НЛО, данного военным ...

Enslaved
Enslaved Одним ветреным норвежским днем в одном из репетеционных залов Хаугесунда повстречались Грутле Кьеллсон (р. 24 декабря 1973) и Ивар Бьорнсон. Ивар играл в одной трэшевой команде, а Грутле только что организовал дэтовый проект. Парни решили объеденить свои усилия, привлекли еще Хейна Фроде ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru