Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера

Информация » Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера

Страница 4

Совсем еще молодой Госсек с головой окунулся в культурный слой, который ранее был ему неведом и недоступен. Испытывал ли он неудобства из-за своего положения и происхождения? Этот крестьянский сын, вошедший из самого, что ни на есть, третьего сословия в мир праздной роскоши, изысканных манер и аристократических умов? Пылкость его революционных гимнов могла бы навести на эту мысль, но ни один из сохранившихся фактов биографии не говорит об этом. Напротив, общение с разными талантливыми людьми приносило ему и радость, и пользу, и возможность найти понимание. А отношения с Рамо, несомненно, вселяли и творческую уверенность. В 1753 году Госсеком написаны 6 сонат для двух скрипок и генерал-баса, 6 дуэтов для флейт (или скрипок), началась работа над симфониями. Из первых сочинений этого жанра ныне известны 6 симфоний ор. 3, изданных в 1756 году (но написанных, возможно, и ранее), которые вполне правомерно считать началом французского симфонизма. (Заметим, кстати, что Гайдн начинает писать симфонии не ранее 1757 года.) С современной точки зрения они достаточно оригинальны, если и наследуют какие-то архаичные черты стиля Рамо, то в минимальной степени. Влияние же мангеймцев представляется очевидным и в целом, и частностях – в протяженных crescendo, неожиданных контрастах forte и piano, энергии и специфическом тематизме… Оркестр состоит из полной струнной группы, куда иногда вливаются 2 гобоя и 2 валторны. Наличие генерал-баса отражает скорее старую традицию, нежели специфические художественные намерения. В последующие пять лет этот рудимент исчезнет без следа. К. Роль в предполагает, что Госсек в тот же период написал ряд мотетов по примеру Мондонвиля, получившего известность именно благодаря этому жанру. Однако мотеты Госсека не сохранились, как и его ранние комические оперы (соч. 1761 г.) – «Бондарь» и «Перигурец», из которых известны лишь два фрагмента. Добавим, что несколько вокальных номеров были сочинены в это время Госсеком для постановок опер Муре и Рамо.

Начавшаяся в 1756 году Семилетняя война мало изменила уклад жизни Парижа. Военные действия развивались далеко, и все шло своим чередом. Госсек жил на улице Сурдьер, ежедневно репетировал у Ла Пуплиньера, подрабатывал игрой в домашних концертах мадам Дюмон, жившей по соседству, сочинял, слушал новую музыку. По совету графа Кауница и Иоганна Стамица Ла Пуплиньер пригласил в оркестр замечательных духовиков: кларнетистов Прокша и Фльеже, валторнистов Шенкера и Луи, флейтиста Ле Клерка (будущего известного издателя), итальянского гобоиста Игнаца Сезара и фаготиста Сен-Сюира. В конце пятидесятых капеллу пополнили великолепные скрипачи Никола Капрон, Кале и Жан-Батист Мироглио. Виолончелист Карло Грациани поступил, вероятно, позже. Альтисты и контрабасисты нигде не упоминаются, хотя партитуры Госсека показывают наличие альтовых партий и периодическое присутствие контрабасовой. Заметим, что Мироглио был уже заметным композитором-симфонистом, а Прокш вскоре им стал. Грациани также увлекался сочинением – для своего инструмента. Георг-Адам Гёпферт дополнял великолепное собрание артистов своей арфой, недавно вошедшей в моду в парижских салонах. (Любопытно, что Ла Лоранси указывает Шенкера как исполнителя на кларнете на премьере оперы Рамо «Акант и Цефиза» 19 ноября 1751 года – то был первый случай применения кларнета во Франции.) По свидетельству современников, таких музыкантов, как у Ла Пуплиньера, не было даже в Королевской академии музыки.

В конце 1750-х годов Госсек сблизился с бароном де Баггом. Способный скрипач-любитель, учившийся у Тартини, богач и экстравагантный меценат, всегда окруженный льстецами, де Багг впоследствии был выведен Гофманом в образе советника Креспеля, а также стал прототипом героя комической оперы композитора Шампена «Меломания» (1781). Двери его дома на улице Фейад были открыты для подлинных и мнимых дарований. Дружеские отношения Госсека и барона-мецената регламентировала разница в возрасте, однако композитор долго сохранял признательность этому человеку за реальную помощь и поддержку. В 1762–63 годах он посвятил де Баггу цикл симфоний ор. 6.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения Анна Булычева Современное представление о чаконе и пассакалье сформировано главным образом двумя эмблематическими сочинениями, принадлежащими перу И.С. Баха, – чаконой для скрипки соло ре минор и пассакальей для органа до минор. Канонизированные в ...

Любовь поэта
В вокальном цикле “Любовь поэта” 16 песен на стихи Гейне. Из лирического “Интермеццо”. Оттуда Шуман взял 16. 40 год – год песен. Тогда были написаны “Любовь поэта”, “Круг песен” на Гейне, “Круг песен” на Эйхендорфа, “Мирты” – на стихи разных поэтов, “Любовь и жизнь женщины” на Шамиссо. В отличие от ...

Место и роль сольных каденций в музыкальной культуре эпохи
Место и роль сольных каденций в музыкальной культуре эпохи А.М. Меркулов В последние десятилетия все большее внимание исполнителей привлекает проблема каденции солиста к произведениям времен барокко и венского классицизма. При этом одни исполнители сочиняют собственные каденции, которые затем звуча ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru