Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера

Информация » Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера

Страница 5

В эти годы имя Госсека начинает появляться в программах «Духовных концертов». 15 апреля 1757 года Мондонвиль дирижировал одной из его симфоний. Его известность распространялась медленно, хотя репутация привлекала именитых меломанов. Принц де Конти предлагает Госсеку занять пост руководителя своей капеллы, однако музыкант отказывается, уступив это место авиньонцу Жан-Клоду Триалю, скрипачу Комической оперы и будущему директору Королевской академии. Случай делает его известным и в Опере. Возглавлявшие театр Ребель и Франкер привлекают Госсека к работе над новой постановкой старого «героического балета» Жана Жозефа Муре «Любовь богов» (соч. 1727). Для певицы-дебютантки Софи Арнуль Госсеку надлежало сочинить две вставные арии. Как писал рецензент, «чтобы придать дебюту больший блеск, Госсек придумал поместить в аккомпанемент две валторны и два кларнета. Мадемуазель Арнуль <…> имела полный успех. <…> Эти инструменты были так мало знакомы публике, что накануне выступления м-ль Арнуль <…> говорили о ее дебюте и о том, что там можно будет услышать охотничьи рога и «серинеты» (serinettes) г-на Ла Пуплиньера»[18].

1758 год не принес композитору ни особой удачи, ни заманчивых предложений. Его дела у Ла Пуплиньера шли, кажется, хорошо. Фактически уже с 1756 года Госсек возглавлял оркестр. Однако его известность вне капеллы распространялась неспешно. Вероятно, поэтому – и для заработка, конечно, – он стремился издавать и продавать новые симфонии, что, правда, было непросто. Шесть симфоний ор. 4, опубликованные в 1758 году у мадам Беро, продавались не в магазине, а «у автора, улица Бак, в доме г-не Ренгарда, бакалейщика», да на квартире коллеги Госсека, скрипача Капрона, – в том же доме. Французские исследователи находят в этих симфониях значительное влияние стиля мангеймцев, что, в общем, похоже на правду, – если столь уж необходимо искать черты сходства. Радостным событием этого года стала женитьба Госсека на мадемуазель Мари-Элизабет Жорж. Отпраздновать событие молодожены поехали в Антверпен, где когда-то состоялось их знакомство.

Конец 1750-х – начало 1760-х годов – время, когда умы парижан занимала комическая опера. Госсек также отдал ей дань, хотя и не имел успеха в этой области. Упомянутые выше две утраченные оперы созданы были им к 1761 году, а последующие – «Бондарь» (пересочиненная?), «Мнимый лорд» и «Рыбаки» – увидели свет лишь в 1765 году. Судьба вела музыканта в ином направлении – он оставался придворным инструменталистом. В 1759 году Ла Пуплиньер женился вновь, и это событие сопровождали пышные празднества, которые, конечно же, нельзя и представить себе без музыки.

В июне того же года парижское общество проводило в последний путь Луи де Каюзака. Этот незаурядный деятель Просвещения, автор многочисленных статей для Энциклопедии, принадлежал к масонской ложе, собиравшейся на улице Бюси. Поговаривали, что эта ложа, основанная герцогом д`Омоном в 1731 году, была старейшей во Франции. В нее же входил покойный Рамо. Не это ли сообщество масонских братьев поддерживало Госсека в 1750-е годы? Кто знает?

29 декабря 1760 года у Госсека родился сын Александр Франсуа Жозеф, крещенный в тот же день в церкви Сен-Медар. Крестными были Ла Пуплиньер с супругой. Жизнь казалась прекрасной. Однако для работы в знаменитой капелле, приносившей несомненное творческое удовлетворение, Госсеку было отпущено еще лишь два года. 5 декабря 1762 года Ла Пуплиньер покинул этот мир. Вскоре после этого знаменитый оркестр расформировали. Двадцативосьмилетний Франсуа Жозеф Госсек перешел на службу к принцу де Конти.

Что же касается творчества, то в конце 1750-х годов Госсек работал над произведением, которое одно могло бы сделать бессмертным его имя. Это Missa pro defunctis, или Реквием. Выдающееся, а для того времени – совершенно уникальное сочинение, завершенное и исполненное в мае 1760 года, часто сравнивают с Реквиемом Моцарта. Не один музыковед пытался провести параллели между этими творениями, указывая на их сходные черты. Тем не менее реальных подтверждений влияния музыки Госсека на возникновение моцартовского Реквиема мы не имеем. В письме от 9 июля 1778 года Моцарт пишет, что Госсек «очень хороший друг, и очень худощавый человек». Более – ничего. При жизни Моцарта Реквием Госсека выдержал три издания. Мог ли Моцарт познакомиться с ним в библиотеке Ван Свитена? Конечно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Приёмы игры на акустической гитаре
Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, является перебор или арпеджио. Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах. а) Арпеджио Арпеджио—поочередное исполнение нот, ...

Развитие чувства ритма
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия, связанного с жизнью (вдох-выдох, день-ночь, и др.) Его нарушение – болезнь. Ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а некоторые дети и вовсе (больны связки голоса, нет коор ...

К вопросу об акустическом обосновании аккорда
В середине первой половины XVIII в. Жаном Филиппом Рамо были опубликованы ряд теоретических работ по музыке, в которых он, развивая идеи Дж. Царлино, изложил новый подход к объяснению происхождения музыкальной гармонии[1] и заложил фундамент для разработки основных положений функциональной системы ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru