Историки музыки признают, что взгляды Сальери на драматическое пение и музыкальную декламацию "отражали идеи предреволюционного просветительства и особенно идеи французских энциклопедистов, впервые воплощенные на оперной сцене Глюком".
Именно Глюк рекомендовал Сальери дирекции парижской Оперы и был крестным отцом его "Данаид", упрочивших европейскую славу композитора. Желая поддержать своего приверженца, Глюк выдал это произведение за их совместный труд: он заявил, что первые два акта написаны им самим, а сочинение третьего акта он доверил близкому ему музыканту. И лишь двадцать дней спустя после премьеры, когда шесть спектаклей вполне упрочили успех оперы, в печати было опубликовано письмо Глюка, объявившего, что "Данаиды" сочинены Сальери самостоятельно. Вряд ли творец "Орфея" рискнул бы поставить на карту свое художественное реноме, если бы не признал оперу Сальери достойной имени Глюка и хотя бы в какой-то мере сомневался в ее успехе.
Недаром великий оперный реформатор сказал о своем последователе, что "только этот иностранец перенял его стиль, которого не хотел изучить ни один немец".
За два года до Великой французской революции в Париже была поставлена опера Сальери "Тарар" на либретто Бомарше. Французский драматург, знавший толк в музыке, писал в посвящении своего произведения (текста оперы) композитору, что он считает за честь называть себя его либреттистом, его другом: "Если наш труд будет иметь успех, я буду обязан почти исключительно Вам. И хотя Ваша скромность заставляет Вас всюду говорить, что Вы только мой композитор, я горжусь тем, что я Ваш поэт. Ваш слуга и Ваш друг".
В обращении к "абонентам Оперы" драматург особо подчеркнул достоинства музыки Сальери: "Но что еще менее является моим - это прекрасная музыка моего друга Сальери. Этот большой композитор, гордость школы Глюка, усвоивший стиль великого маэстро, от природы получил утонченное чувство, ясный разум, драматический талант и исключительную плодовитость. Он имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера, единственно потому, что они удлиняли сцену и замедляли действие; но за эту жертву его вознаградят мужественный и энергичный стиль и стремительность и гордость всего произведения".
Шуберт также высоко ценил произведения Сальери, в особенности оперы "Аксур" (венский вариант "Тарара") и "Данаи-ды". Хиллер сказал Россини в 1855 году: "Его опера "Аксур" принадлежит к моим самым ранним итальянским воспоминаниям". Россини живо откликнулся на это замечание: "Она содержит великолепные места ."
Сальери был последователем, но не эпигоном Глюка. Исследователи отмечают, что в "Тараре", идущем от "истинно глюковского драматизма", обнаруживается "наклонность к усилению реалистичности", намечается переход от Глюка "к операм революционной эпохи и предвещаются интонации "Марсельезы". Любопытно, что в одну из своих поздних опер - "Пальмира, царица персидская" (1795 год), написанную, когда еще не отзвучали громы французской революции, Сальери, действительно, впервые в истории музыки, ввел мелодию "Марсельезы".
Из сказанного отнюдь не вытекает, что автор "Тарара" превзошел своего учителя Глюка. Многие сочинения итальянского композитора как в жанре оперы-сериа (серьезной оперы), так и в жанре оперы-буффа (комической оперы) были среднего уровня и не избежали штампов. Но и в его рядовых операх современники находили немало привлекательного, свежего, талантливого. Музыку Сальери ценили не только меломаны, но и знатоки. Недаром тот же Россини, сказав, что "Аксур" содержит великолепные места, тут же добавил: "как и все его оперы". И не случайна европейская слава Сальери.
Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Двадцатитрехлетний Бетховен начал совершенствоваться у Сальери в вокальной композиции в 1793 году, вскоре после смерти Моцарта. Занятия происходили эпизодически на протяжении не менее десяти лет. Под наблюдением Сальери вырос как композитор Франц Шуберт. Он щедро вознаградил своего учителя, посвятив ему Десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова Гёте и три струнных квартета. В честь Сальери юный Шуберт написал восторженную кантату. Отец Ференца Листа с радостью принял предложение престарелого маэстро обучить одаренного мальчика гармонии, чтению партитур и сольфеджио.
У Сальери учились Иоганн Непомук Гуммель, Франц Ксавер Зюсмайр, Ансельм Хюттенбреннер, Игнац Мошелес, Иозеф Вайгль, Карл Готлиб Райсигер, Петер Винтер, Иозеф Штунц, Игнац Асмайр, Бенедикт Рандхартингер. Всего около шестидесяти учеников-композиторов, другие композиторы. Уроки пения у него брали Катарина Кавальери, Анна Мильдер-Хаунтман, Анна Краус-Враницки, Катарина Вальбах-Канци, Фортуната Франкетти, Амалия Хенель, Иозеф-Моцатта и многие другие вокалисты.
Информация о музыке:
Блатная музыка
Блатная музыка М. А. Грачев, кандидат филологических наук
Это название арго появилось в лексике деклассированных элементов в конце XIX — начале XX вв. В русской же лингвистической литературе оно впервые зафиксировано в 1908 году (см. название словаря В. Ф. Трахтенберга — «Блатная музыка. Жаргон тю ...
Два Штрауса
Два Штрауса
Распространенная в германоязычном мире фамилия Штраус (Strauss) прославилась особенно в музыке. Было несколько музыкантов с этим именем, но самыми известными стали два композитора. Первый из них - известен каждому в мире, потому что писал вальсы, не устаревающие по сей день. Его имя бы ...
Рождение Действительного оперного театра (1928 год)
Первым оперным театром Рима был Театр Арджентина, который затем был превращен в главный драматический театр столицы Италии. Рим единственный среди больших и малых городов Италии находился в унизительном положении, не имея специального здания оперного театра. Необходимость в сооружении театра была ...