Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Информация » Фортепианная педагогика » Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Страница 1

«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста».

Г. Г. Нейгауз

Наша фортепианная педагогика призвана развивать в ребёнке любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку. Этому как нельзя больше содействует изучение лучших образцов фортепианной литературы. Народные песни и танцы, высокохудожественные сочинения советских, русских, зарубежных и узбекских композиторов - примерно таковы разделы в современной системе детского фортепианного обучения.

Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.

Зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из начальных задач педагога.

Очень важно и наиболее трудно – вводить занятия музыкой естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ребёнку приятным и необходимым. Трудовые обязанности ребёнок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя естества ребёнка.

Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребёнка, быть психологом. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать сам ребёнок. Педагог должен непрерывно наблюдать и, обучая, учиться сам.

Просмотрев множество литературы, педагог отбирает наиболее интересное и полезное именно для данного ученика, проявляя максимальную гибкость и проницательность, потому что необходимое для одного ученика может оказаться бесполезным для другого. Чем шире кругозор педагога, яснее его представление о сильных и слабых сторонах своего ученика, тем разумнее и целесообразнее будет репертуарный план занятий с ним. «Чрезвычайно важно правильно подобрать для ученика произведения. Бесцельно мучить детей такими сочинениями, которые кажутся им непонятными или слишком трудными. Каждый ученик делает более значительные успехи, если занимается охотно и с удовольствием…» (К. Черни, «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа»). Но, несмотря на это, нельзя постоянно подстраиваться под ученика, давая ему произведения такого характера, какой ученику легче передать при исполнении. Любой музыкант является прежде всего артистом, который должен уметь передать слушателям любое состояние души.

Педагог должен суметь привлечь к себе симпатии ученика, иначе стоит ли надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Надо серьёзно и ответственно относиться ко всякой маленькой личности, начинающей обучение музыке.

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать.

Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребёнка в более узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребёнка и всячески поддерживать в ходе занятий.

При разучивании даже самых простых песенок надо стремиться прежде всего пробудить в детях верное слуховое восприятие мелодии. Ребёнок должен научиться петь мелодию, играя её одновременно на фортепиано, затем петь мелодию без участия инструмента, подбирать в различных тональностях. С самого начала обучения очень важно приучать ребёнка к транспонированию. Такого рода упражнения способствуют развитию слуха, памяти и ориентировки на клавиатуре.

Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большей степени при помощи своих рук. Вначале следует ознакомить ребенка с фактическим извлечением звука, то есть показать ему механизм фортепиано. Ребёнок должен сам увидеть и понять, что звук зависит от того, как опустится палец на клавишу. В этот период перед педагогом стоит очень ответственная задача – «создать» руки ребёнка. С первого прикосновения к клавишам надо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность. Ребёнок должен ощутить, что его руки - инструмент для выражения в звуках его помыслов и желаний, что это его голос. Он должен понять и запомнить, что руки могут «говорить», извлекая звуки и громко, и тихо, и сердито, и нежно, и певуче, и резко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» – играешь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Работа над гласными и согласными, дикция, тембр и природные голосовые данные
Гласные звуки Мазетти признавал только итальянские «а, е, i, о, и», и потому итальянизировал соответственные русские гласные. Он требовал, чтобы русское «е» звучала как «э» оборотное с легким придыханием, как будто бы после него стоит «h». Тоже по отношению к «i», которые должно звучать не «остро» ...

Великий Вторник
Службы Великого вторника сходны с богослужениями предыдущего дня. В чтениях и пениях этих служб содержится мотив евангельской притчи о талантах. В одной из стихир этого дня говорится, что Господь дает Свой дар каждому человеку: "Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя: страхом приими дар, за ...

Танеев Сергей Иванович
Танеев Сергей Иванович (1856—1915) Русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концерт ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru