Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Информация » Фортепианная педагогика » Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Страница 4

Пока ребёнок играет упражнение или этюд, какую-нибудь чисто инструктивную пьесу, лишённую художественного содержания, он может по желанию играть быстрее или медленнее, громче или тише, то есть в его исполнении неизбежна доля неопределённости и произвола. Для того, чтобы эта инструментально-техническая работа приносила действительно пользу, надо ставить ученику ясные и определённые цели, и добиваться полного их достижения, например: сыграть с такой-то, а не иной скоростью, с такой-то, а не иной силой; если цель этюда - развитие ровности звучания, то не допускать случайных акцентов, запаздываний или ускорений, если они случаются – сразу исправлять.

Что же происходит, если ребёнок играет не инструктивную пьесу, а настоящее художественное произведение? Во-первых, его эмоциональное состояние будет совсем иное, повышенное по сравнению с тем, какое бывает при разучивании сухих этюдов (а это решающий момент в работе). Во-вторых, ему с гораздо большей лёгкостью можно будет внушить (потому что его собственное понимание будет идти этому внушению навстречу) каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами и, следовательно, какими «игровыми» приёмами надо будет исполнять данное произведение, чтобы оно прозвучало ясно, осмысленно и выразительно, то есть – адекватно своему содержанию. Эта работа, работа ребёнка над музыкально-художественно-поэтическим произведением, то есть над художественным образом, будет в зародышевой форме работой, которая характеризует занятия зрелого пианиста-художника.

Параллельно со слуховым развитием ребёнка идёт воспитание навыков чтения нотного текста. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических указаний и так далее, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем. Та или иная аппликатура должна выбираться педагогом ради наиболее рельефной фразировки или наиболее ясного членения пассажа, что помогает уяснению его структуры и тем самым облегчает путь к преодолению трудности. Ученику следует объяснить простейшие правила аппликатуры, основанные на естественной последовательности пальцев в пределах позиции руки, в дальнейшем нужно указать ученику на аппликатурные приёмы при переходе из одной позиции в другую. Особенное внимание следует уделить подкладыванию большого пальца. Нужно объяснить ученику, что подкладывание большого пальца ни в коей мере не должно нарушать спокойствия предплечья, что не следует делать локтями каких-либо боковых движений; подкладывание большого пальца должно осуществляться исключительно за счёт гибкости его собственного сустава.

Чтобы научиться свободно и легко играть на инструменте, уверенно и легко читать ноты с листа, нужно особое внимание уделять упражнениям. Приступая к изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать с любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно приступать к изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь в свою игру, сперва каждой рукой отдельно, затем обеими вместе. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и так далее. Если эти требования ставятся перед учеником, не знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный – внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком осуществлении новых задач не может быть и речи.

Играть гаммы и арпеджио следует в том темпе, в каком ученик способен внимательно себя слушать и контролировать. Скорее всего, в начале это будет совсем медленный темп, но хорошее качество звучания, чёткость и ритмическая определённость всегда должны оставаться главной задачей ученика. Нельзя считать своей основной задачей побудить ребёнка во что бы то не стало к максимально быстрому темпу, большею частью в ущерб перечисленным выше требованиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Творческий путь
Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века. Реформатор оперы. Цель его творческой жизни – создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя. Это – произведение, в котором осуществляется романтическая идея ...

Хаус
Благодаря сэмплеру звук может быть записан и воспроизведен на любой высоте. Музыка в стиле хаус основана на скрэтче с использованием сэмплированных звуков поверх выстрой и ритмичной линии баса. Сэмплы - это звуковые фрагменты с пластинок и даже из блоков новостей. "Public Enemy": " ...

Духовные и конструктивные основы византийской певческой системы
В византийской певческой системе, окончательно выкристаллизовавшейся ко времени преподобного Иоанна Дамаскина, богослужебное пение впервые на Земле обрело конкретное воплощение как образ ангельского пения, ибо византийская система есть уже система не музыкальная, но система богослужебно-певческая. ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru