(21 ноября/4 декабря)
Тропарь, гласъ 4:
Днесь благоволенiя Божiя предображенiе, и человhковъ спасенiя проповhданiе, въ храме Божiи ясно Дhва является, и Христа всhмъ предвозвhщаетъ. Той и мы велегласно возопiимъ: радуйся, смотрhнiя Зиждителева исполненiе.
Кондак, гласъ 4:
Пречистый храмъ Спасовъ, многоцhнный чертогъ и Дhва, священное сокровище славы Божiя, днесь вводится въ домъ Господень, благодать совводящи, яже въ Дусh Божественнhмъ, Юже воспhвают Ангели Божiи: Сiя есть селенiе небесное.
В Греции этот Богородичный праздник приходится на средину сева и называется "Месоспоратисса" (Срединосевная), а в России в это время поля уже покрываются первым снегом. Но важность этого праздника огромна, так как он говорит о подготовке Великого Сева, о приведении Девы в храм - Той, Которая Сама предназначена стать "одушевленным Храмом" Бога.
Деву Марию родители еще до рождения посвятили Богу. Но по ветхозаветному обычаю через посвящение проходили лишь первенцы мужского пола. На Марии этот обычай исполнился, поставив Ее выше всех земных дев и женщин.
Поэтому Дева, поднимаясь по ступеням храма, уже не оглянется назад - даже на своих родителей . Это - избрание и посвящение.
Содержание этого праздника взято из апокрифического сказания:
Когда Деве Марии исполнилось три года, Ее родители решили исполнить свой обет - отдать дитя на служение Богу. Одев Пречистую в лучшие одежды, с зажженными свечами они привели Ее в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней, которые дитя Мария, укрепляемая силой Божией, легко преодолела. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Богоотроковицу в Святое Святых, куда мог войти только первосвященник, да и то лишь раз в году. Все находившиеся в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Пречистая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Авторские сочинения: ирмосы А.Львова, А.Архангельского, П.Чеснокова, задостойник П.Турчанинова.
Рождество Христово
(25 декабря/7 января)
Тропарь, гласъ 4:
Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсiя мiрови свhтъ разума: въ немъ бо звhздамъ служащiи, звhздою учахуся, Тебh кланятися Солнцу правды, и Тебе вhдhти съ высоты Востока, Господи, слава Тебh.
Кондак, гласъ 3:
Дhва днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звhздою путешествуютъ: насъ бо ради родися Отроча младо, превhчный Богъ.
Рассказ о Рождестве Иисуса Христа начинается в Евангелии от Матфея с длинного перечня древнееврейских имен предков Христа по плоти. Этот длинный список сухо и педантично перечисляется Евангелистом: "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари .". Эти имена рисуют нам сумрачные бородатые лица, может быть, когда-то виденные на иконах и фресках, в сюжетах, вытканных на гобеленах, и на потемневших от времени картинах старых мастеров. Словно огнем факела освещаются они и сразу же исчезают во тьме веков, как только замирают звуки произнесенного имени .
Зачем нам знать их имена?- Ведь Имя Того, Кто нас интересует, находится в самом конце перечня . Только это Святое Имя нужно нам, чтобы преклонить колени.
Но нет, это "драгоценное родство", как назвал этот список имен митрополит Иосиф, напоминает нам о том, что великое событие Рождества было подготовлено. Для того, чтобы пришел Тот, Который спасет людей, люди должны сами веками, многими поколениями готовить Ему путь. Как живительные соки дерева просачиваются от корней к вершине, - незаметно, в глубине ствола,- так "просачивался" и Он сквозь этих людей, имена которых перечислены в Евангелии. Они подготовили Ему путь - своей жизнью, своим чадородием, своим ожиданием обещанного Богом Спасителя. А Он через них стал человеком и с полным правом называл Себя Сыном Человеческим.
Информация о музыке:
Ценности российской рок-музыки
Различаются ценности носителей рок-культуры, различается музыка и смысловая нагрузка текстов. История рока в России красочно иллюстрирует то, как политическая ситуация влияет на развитие подобных феноменов (наряду с экономическим, техническим и социальным состоянием общества). Рок пришел в Советск ...
Становление древнерусской певческой традиции
С середины XI века на Руси наблюдается рост духовного просвещения и книжного дела, связанный с именем князя Ярослава Мудрого. Как писал первый русский летописец, "при нем начала вера христианская плодиться и размножаться".
Основной фонд переводной богослужебной литературы, полученный Ру ...
Музыка Отечественной войны 1812 года
Музыка Отечественной войны 1812 года Н.А. Рыжкова
Героические события Отечественной войны 1812 года, 190-летие которых отмечается в нынешнем году, нашли широкое отражение не только в живописи и литературе, но и в музыке той эпохи.
Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все ...