Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Информация » Фортепианная педагогика » Методика преподавания специального курса фортепиано в ДМШ

Страница 2

Самая распространённая опасность для пианиста – зажатость рук. Для того, чтобы избежать её в самом начале обучения, можно разложить какую-нибудь известную ребёнку мелодию между правой и левой руками и давать играть её одними третьими пальцами. Главное при этом – свобода рук, их естественные движения для передачи музыкальных мыслей и чувств.

Требования красивого, певучего тона, выразительной напевности в исполнении мелодии, осмысленной фразировки составляют заботу педагога, начиная с самых первых ступеней музыкального воспитания ученика и в течение всего времени его обучения. Певучее исполнение, красивая фразировка связаны с хорошим владением приёмами игры legato. Всем понятно, что занятия музыкой, воспитание и развитие музыкально-образного мышления связаны прежде всего с восприятием мелодии. В этой художественно-осмысленной последовательности музыкальных звуков, образующих единую линию, обычно подразумевается legat’ное исполнение. И естественно было бы начинать занятия с выработки хорошего legato в исполнении мелодии.

Однако замечено, что организация руки ученика, правильное распределение игрового напряжения и, как следствие, извлечения хорошего тона лучше всего достигаются первоначальными упражнениями на non legato, о чём говорилось выше. При этом надо помнить, что non legato не должно нарушать единство фразы.

Вот что по поводу организации руки ученика писал в своих методических заметках Ф. Шопен: «Надо сесть перед клавиатурой таким образом, чтобы можно было достать оба ее конца, не нагибаясь ни в одну, ни в другую сторону. Позиция руки будет найдена, если расположить пальцы на клавишах ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си. Длинные пальцы займут верхние клавиши, а короткие – нижние клавиши. Пальцы, опирающиеся на верхние клавиши, надо расположить на одной линии; также надо расположить пальцы опирающиеся на белые клавиши, чтобы сделать рычаги относительно равными, что придаст руке удобную и естественную округленность, соответствующую ее строению. Предплечье и рука, закругляя кисть, придают ей необходимую гибкость, которой нельзя было бы достичь при вытянутых пальцах. бесполезно начинать изучение гамм с до-мажорной, самой легкой для чтения и самой трудной для рук, так как в ней нет никакой точки опоры. Надо начинать с гамм, в которых руки удобно располагаются длинными пальцами на черных клавишах, например, с си-мажорной …»

Г. Нейгауз, выдающийся советский пианист и педагог, полностью согласен с Шопеном и вот что он пишет по этому поводу в своей книге «Об искусстве фортепианной игры»: «Обращаю внимание на следующее упражнение:

Эти пять нот – ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си - содержание первого урока фортепианной игры Шопена. С течением времени я пришёл к заключению, что с этих-то пяти нот и надо начинать всю методику и эвристику фортепианной игры, изучение фортепиано, что это и есть краеугольный камень, пшеничное зерно, дающее тысячный урожай.

Шопен, как известно, ставил руку ученика на пять нот, представляющих самое удобное, самое естественное, самое непринуждённое положение руки и пальцев на клавиатуре, так как более короткие пальцы – первый и пятый – попадают на белые клавиши, расположенные ниже, а более длинные пальцы – второй, третий и четвертый – на чёрные клавиши, находящиеся выше. Ничего более естественного нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение. Каждому понятно, насколько менее удобно и естественно положение пяти пальцев на одних белых нотах: до, ре, ми, фа, соль.

Шопен заставлял играть эти пять нот не legato (это могло бы у неопытного начинающего вызвать некоторое напряжение, зажатость), а как легкое portamento с участием кисти, так, чтобы чувствовать в каждом суставе полную гибкость и свободу.

Этот простой приём заставляет играющего сразу подружиться с инструментом, почувствовать, что фортепиано и клавиатура – не чуждая, опасная или даже враждебная машина, а существо близкое, родное и понятное. А вместо этого – сколько сотен и тысяч достойных сожаления новичков в продолжение стольких лет по указанию педагога при первом прикосновении к клавиатуре старались превратить свою живую руку с нервами, мышцами, гибкими суставами в кусок дерева с загнутыми крючками и извлекать этими крючками обидные для слуха звуковые сочетания вроде

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Творчество
Сочинения · Оперы : o Родриго и Химена (1892, не окончена) o Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж) o Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17) · Балеты : o Камма (1912, конц. исп. 1924, там же) o Игры (1913, Париж) o Ящик с игрушками (1888) · Для оркестра: o дивертисмент Триумф Вакха (1882) o симфонич ...

Finntroll
Finntroll Как-то мартовской ночью после основательной попойки двое человек уснули прямо в одном из репетиционных залов Хельсинки. Но остатки алкоголя давали одному из и толком поспать, и тогда он поднялся, уселся за клавишные и начал наигрывать фолковую мелодию. Тут проснулся и второй человек, мело ...

Boston
Boston Взлет этой команды был неожиданно молниеносным. Полупрофессиональный коллектив под руководством Тома Шольца (р. 10 марта 1947, Толедо, США) записал несколько демок и представил их на суд записывающей компании "Epic Records". Нежданно-негаданно ленточки впечатлили "Epic records ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru