Батальная музыка в России

Информация » Батальная музыка в России

Страница 4

Что касается музыки, она иллюстрировала баталию лишь в общих чертах и, разумеется, была не в состоянии отразить все подробности сюжета. Ей отводилась, главным образом, иллюстративная роль. Музыка должна была изображать события, о которых рассказывалось в программе, и воссоздавать звуковую атмосферу битвы - барабанный бой, звуки труб, пушечные выстрелы, рысь конницы и т. п.

Именно «военному» звуковому оформлению придавалось особое значение. Баталии изобилуют всевозможными звукоизобразительными эффектами, порой наивными, а порой весьма изобретательными. Напомним, что Бетховен в «Битве при Виттории» применил большие барабаны для воспроизведения пушечной канонады и специально сконструированные машины, изображающие звуки ружейных выстрелов. У сочинителей батальных пьес для фортепиано таких возможностей не было, хотя иногда применялись специальные инструменты со специальными звукоизобразительными механизмами - «барабаном», «литаврами» и пр.[7]. Чаще всего пушечные выстрелы изображались ударами самых низких басов инструмента - возможно, в октавном удвоении. В нотах такие удары обозначались как Canone.

Встречаются и оригинальные, необычные для того времени решения. В «Битве при Маренго» композитора Вигери пушечные выстрелы воспроизводятся нажатием на клавиши трех нижних октав правым предплечьем и кистями обеими рук, «чтобы заставить гулко звучать все ноты, и это звучание сохраняют до тех пор, пока оно не угаснет» (перевод с фр. мой - Н. Р.). Эти звуковые кластеры, в которых звучат одновременно все звуки в пределах трех октав, будто взяты из арсенала сонорных приемов музыки ХХ века!

Что касается собственно музыки, то набор музыкальных средств был достаточно стандартным: переломные моменты сражения изображались уменьшенными септаккордами, стоны раненых - нисходящими задержаниями, подготовка к бою - общими формами движения (арпеджио, гаммы и т.п.), провозглашение победы - фанфарами по звукам мажорного трезвучия.

Иногда использовались и необычные приемы. Так, речь императора Александра в «Битве за Париж» Пачини передана инструментальным речитативом, что создает довольно яркий театральный, «оперный» эффект.

В целом музыкальный язык этих сочинений довольно прост и не выходит за пределы средств, используемых в музыке начала ХIХ века. Главное внимание большинства сочинителей было направлено на изобретение всевозможных изобразительных эффектов - выстрелов, звуков битвы, морского боя, падающих мачт, пожара и т. д.

Как правило, батальные исторические пьесы включали много цитат. Это было необходимо, чтобы «документально» обозначить действующих лиц. Обычно в этой функции использовались национальные гимны и народные песни, которые применялись для характеристики каждой из воюющих сторон. Классический пример такого рода - бетховенская «Битва при Виттории», в которой звучат «Правь, Британия» и «Мальбрук в поход собрался». Та же французская песня характеризует наполеоновское войско и в «Изображении объятой пламенем Москвы» Штейбельта. Россия, как известно, в начале прошлого века в качестве национального гимна использовала английскую песню «God, save the king», что отражено и в данной пьесе Штейбельта, и в иных батальных произведениях. Другие излюбленные цитаты - это народные песни и танцы. Они обычно включались в финалы, изображающие народное веселье. Нередко такие финалы превращались в сюиту различных национальных танцев и песен. Яркий пример - финал «Битвы за Париж» Пачини, представляющий подобный дивертисмент, символизирующий радость всех народов, входящих в антинаполеоновский альянс.

Нередко происходили театрализованные постановки баталий на открытом воздухе, как это было в июле 1814 года на празднике, устроенном в Павловске императрицей Марией Федоровной в честь возвращения русских войск. «Праздник начался спектаклем на открытом амфитеатре близ дворца. Артистами Императорских театров разыграна была любимая в то время опера князя Шаховского «Казак стихотворец», только что появившаяся на сцене, а затем в саду, неподалеку от Розового павильона, на небольшом, открытом и возвышенном месте среди рощи, [состоялось] другое представление: «Взятие Монмартра» (пригорода Парижа), вид которого изображен был декорациею, написанною декоратором Гонзаго, с доставленного ему, снятого с натуры, рисунка»[8].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Загадочный канон Рамоса де Парехи
Загадочный канон Рамоса де Парехи С.Лебедев Историк, изучающий музыкальную культуру в ее совокупности, не может игнорировать любые свидетельства этой культуры, если такие свидетельства способны приблизить нас к адекватному восприятию музыки, что представляет настоящую проблему особенно в отношени ...

«Ave Maria»
В этой пьесе вводится важнейший элемент сквозного развития цикла – христианская молитва, появляющаяся в дальнейшем, в других частях цикла, как знак сферы Божественного. Здесь впервые появляется выписанный автором латинский текст, конкретизирующий программный заголовок (православный прототип молитв ...

Рахманинов - известный и неизвестный
Cвящ. Пафнутий Жуков В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдов ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru