Батальная музыка в России

Информация » Батальная музыка в России

Страница 2

Pacini. Bataille de Katzbach pour le pianoforte. 1814. (Пачини. Битва при Кацбахе, для фортепиано).

Laffille. Le siege de Paris suivi de l’entrйe des troupes alliees, du retour de m-de la Duchesse d’Angeuleme. (Лафий. Осада Парижа, окончившаяся входом союзных войск, и возвращение Герцогини Ангулемской). Спб., у Дальмаса, [1814].

Jonson. La Bataille de belle alliance, fantaisie militaire pour le pianoforte. (Джонсон. Сражение прекрасного союза, военная фантазия для фортепиано). (Не сохр.)[4]

Steibelt. Le retour de la Cavalerie russe a St.Petersbourg le 18-e Octbr. 1814 . Piece militaire composee pour le pianoforte par D. Steibelt. St. Petersbourg, Paez, 1814. (Штейбельт. Возвращение русской кавалерии в Санкт-Петербург 18 октября 1814 года. Военная пьеса, сочиненная для фортепиано Штейбельтом).

Как видим, сюжетами военных пьес были не только битвы и сражения, но и другие события, непосредственно связанные с войной: вступление в Париж русского и прусского монархов, их встречи в Вене, возвращение во Францию Людовика XVIII (короля в изгнании) и герцогини Ангулемской или же возвращение на родину русской кавалерии.

Об исполнении музыкальных баталий иногда сообщалось в газетах. Так, в «Московских ведомостях» в 1814 г. был опубликован анонс о концерте, в программу которого было включено сочинение Доминитиса (Доминичиса) «Сражение под Тарутиным». Приведем это любопытное объявление полностью: «Г. де Доминитис, сочинитель музыки и учитель пения, имеет честь объявить московской почтеннейшей публике, что в четверток 9 апреля, дает в доме Е.В. Ст. Степ. Апраксина маскерад, соединенный с вокальным и инструментальным концертом, коего предметы следующие:

1.Гимн и марш в честь Е.И.В.

2.Хор в честь Ея И.В.Елизаветы Алексеевны.

3.Хор в честь Ея И.В.Марии Федоровны.

4. Сражение под Тарутиным.

6. Польский, петой российскими войсками.

Все сочинения есть произведения г. де Доминитиса. За всем сим последует бальная музыка»[5].

Концерт этот, соединенный с маскарадом, был дан почти сразу же после вступления русских и других союзных войск в Париж. «Сражение», составлявшее его основную, центральную часть, предварялось необходимыми в таких случаях официальным гимном и хорами в честь императора и обеих императриц (супруги и матери Александра I).

Примерно в то же время газеты сообщали об исполнении других музыкальных баталий, например, «Освобождения Смоленска, или Сражения при Красном 4 и 5 ноября 1812 года» Фридриха Боссера[6]со следующей программой:

«1. Ночная тишина в стане пред первым днем сражения. 2. Рассвет дня. 3. Неприятельские отряды приближаются к передовым постам. 4. Барабанный бой и трубный звук. 5. Всеобщее движение в войске, солдаты вооружаются и спешат к своим знаменам. 6. Главнокомандующий дает приказания. 7. Армия становится в боевой порядок, пушечная пальба, притворное отступление кавалерии. 9. Трубный звук, чтобы собрать войска. 10. Российский марш и песнь солдат. 11. Баварский марш. 12. Восхождение солнца. 13. Трубный звук. 14. Всеобщее движение в армии. 15. Речь к воинству. 16 и 17. Российская армия становится в боевой порядок и опрокидывает неприятеля во всех пунктах. 18. Окончание сражения, знаменитая победа россиян. 19 и 20. Хор торжествования победы и освобождения Смоленска».

«Сражение при Красном» исполнялось в 1813 году в Петербурге, а в 1815 году в Москве «в зале Знаменского театра».

А вот содержание одной из самых известных батальных пьес того времени - Фантазии для фортепиано «Изображение объятой пламенем Москвы» Штейбельта, прозвучавшей в концерте 26 марта 1813 года:

«Горесть и уныние, которыми переполнен сочинитель, начиная изображать сию картину. Вход Наполеона в Москву, торжественный марш на голос: «Мальбрук на войну едет». Начало пожара, отчаяние жителей, мольбы их к Предвечному. Моление о сохранении дней Августейшего императора Александра, адажио на голос английской арии: «God, save the king» (Господь, спаси царя). Продолжение пожара, взрывание Кремля, всеобщий ужас. Вступление донских казаков, сражение, всеобщая брань. Прибытие российской инфантерии. Стоны и вопли побежденных на голос известной арии: «Allons, enfants de la patrie», внезапное бегство побежденных. Радость победителей, русская пляска с вариациями».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru