Батальная музыка в России

Информация » Батальная музыка в России

Страница 2

Pacini. Bataille de Katzbach pour le pianoforte. 1814. (Пачини. Битва при Кацбахе, для фортепиано).

Laffille. Le siege de Paris suivi de l’entrйe des troupes alliees, du retour de m-de la Duchesse d’Angeuleme. (Лафий. Осада Парижа, окончившаяся входом союзных войск, и возвращение Герцогини Ангулемской). Спб., у Дальмаса, [1814].

Jonson. La Bataille de belle alliance, fantaisie militaire pour le pianoforte. (Джонсон. Сражение прекрасного союза, военная фантазия для фортепиано). (Не сохр.)[4]

Steibelt. Le retour de la Cavalerie russe a St.Petersbourg le 18-e Octbr. 1814 . Piece militaire composee pour le pianoforte par D. Steibelt. St. Petersbourg, Paez, 1814. (Штейбельт. Возвращение русской кавалерии в Санкт-Петербург 18 октября 1814 года. Военная пьеса, сочиненная для фортепиано Штейбельтом).

Как видим, сюжетами военных пьес были не только битвы и сражения, но и другие события, непосредственно связанные с войной: вступление в Париж русского и прусского монархов, их встречи в Вене, возвращение во Францию Людовика XVIII (короля в изгнании) и герцогини Ангулемской или же возвращение на родину русской кавалерии.

Об исполнении музыкальных баталий иногда сообщалось в газетах. Так, в «Московских ведомостях» в 1814 г. был опубликован анонс о концерте, в программу которого было включено сочинение Доминитиса (Доминичиса) «Сражение под Тарутиным». Приведем это любопытное объявление полностью: «Г. де Доминитис, сочинитель музыки и учитель пения, имеет честь объявить московской почтеннейшей публике, что в четверток 9 апреля, дает в доме Е.В. Ст. Степ. Апраксина маскерад, соединенный с вокальным и инструментальным концертом, коего предметы следующие:

1.Гимн и марш в честь Е.И.В.

2.Хор в честь Ея И.В.Елизаветы Алексеевны.

3.Хор в честь Ея И.В.Марии Федоровны.

4. Сражение под Тарутиным.

6. Польский, петой российскими войсками.

Все сочинения есть произведения г. де Доминитиса. За всем сим последует бальная музыка»[5].

Концерт этот, соединенный с маскарадом, был дан почти сразу же после вступления русских и других союзных войск в Париж. «Сражение», составлявшее его основную, центральную часть, предварялось необходимыми в таких случаях официальным гимном и хорами в честь императора и обеих императриц (супруги и матери Александра I).

Примерно в то же время газеты сообщали об исполнении других музыкальных баталий, например, «Освобождения Смоленска, или Сражения при Красном 4 и 5 ноября 1812 года» Фридриха Боссера[6]со следующей программой:

«1. Ночная тишина в стане пред первым днем сражения. 2. Рассвет дня. 3. Неприятельские отряды приближаются к передовым постам. 4. Барабанный бой и трубный звук. 5. Всеобщее движение в войске, солдаты вооружаются и спешат к своим знаменам. 6. Главнокомандующий дает приказания. 7. Армия становится в боевой порядок, пушечная пальба, притворное отступление кавалерии. 9. Трубный звук, чтобы собрать войска. 10. Российский марш и песнь солдат. 11. Баварский марш. 12. Восхождение солнца. 13. Трубный звук. 14. Всеобщее движение в армии. 15. Речь к воинству. 16 и 17. Российская армия становится в боевой порядок и опрокидывает неприятеля во всех пунктах. 18. Окончание сражения, знаменитая победа россиян. 19 и 20. Хор торжествования победы и освобождения Смоленска».

«Сражение при Красном» исполнялось в 1813 году в Петербурге, а в 1815 году в Москве «в зале Знаменского театра».

А вот содержание одной из самых известных батальных пьес того времени - Фантазии для фортепиано «Изображение объятой пламенем Москвы» Штейбельта, прозвучавшей в концерте 26 марта 1813 года:

«Горесть и уныние, которыми переполнен сочинитель, начиная изображать сию картину. Вход Наполеона в Москву, торжественный марш на голос: «Мальбрук на войну едет». Начало пожара, отчаяние жителей, мольбы их к Предвечному. Моление о сохранении дней Августейшего императора Александра, адажио на голос английской арии: «God, save the king» (Господь, спаси царя). Продолжение пожара, взрывание Кремля, всеобщий ужас. Вступление донских казаков, сражение, всеобщая брань. Прибытие российской инфантерии. Стоны и вопли побежденных на голос известной арии: «Allons, enfants de la patrie», внезапное бегство побежденных. Радость победителей, русская пляска с вариациями».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия) I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) Bordun 16' Lieblich Gedackt 16' Principal 8' Geigen Principal 8' Flete 8' Concertflete 8' Gedackt 8' Quintaten 8' Gamba 8' Dolce 8' Viol d’amour 8' Traversflete 4' Octave 4' Gemshorn 4' Roh ...

Конкурсы и фестивали как основная форма развития АМСТ
Фестивали и конкурсы являются движущей силой развития АМСТ. Фестивальная история авторской песни насчитывает уже более 30 лет. Разные по масштабам, содержанию, составу участников эти фестивали дали возможность многим любителям авторской песни встретиться друг с другом, открыть для себя новые имена ...

Цикличность историко-стилевого процесса
Изложенное здесь понимание историко-стилевых процессов в музыке связано с некоторыми элементами теории интонации Б.В.Асафьева, в частности с идеей «интонационного словаря». Различие коренится в том, что Асафьев, насколько можно судить об этом по известному рассуждению в книге «Музыкальная форма как ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru