Блатная музыка

Информация » Блатная музыка

Страница 2

Корень маз имеется и в лексеме условно-профессионального языка офеней — мазыка. О лексическом значении этого слова существуют два мнения. Так, С. В. Максимов утверждал, что это самоназвание офеней (см. выдержку из его произведения «Несчастные»:

«С 1700 года офени, как известно, разбрелись по всему лицу земли русской и даже переходили за австрийскую границу, всюду называя себя особым народом — мазыками»). Несколько иного мнения исследователь офенского языка И. А. Трофимовский. «Мазыки от слова мазать (рисовать), — утверждал он,— так они называют богомазов, которые рисуют иконы, а затем их продают (села Мстера и Холуй Вязниковского уезда Владимирской губернии). Там же село Палех.

Боготаскатели — «офени, занимающиеся перепродажей икон» (И. А. Трофимовский. Офени//Русский вестник. 1866. Т. 63). Итак, заметим: мазыки — иконописцы, боготаскатели — скупщики икон. Вероятно, у офеней было выражение ходить по мазыке (мазыкам) — «скупать у иконописцев иконы с целью их дальнейшей перепродажи». Там, где скупка,— часто мошенничество и обман, и фразеологизм ходить по мазыке получает новое значение — «мошенничать, плутовать». А перейдя в арго, непонятное и не характерное для преступного мира слово мазыка трансформировалось в лексему музыка (уголовники стараются «подогнать» непонятное для них слово под уже знакомое). В арго выражение ходить по музыке получило и новое лексическое наполнение — «совершать преступления». И еще одна любопытная деталь: слово маз (мас) в условно-профессиональном языке имело несколько значений — «крестьянин», «человек», «офеня», «я».

Именно в конце XVIII — середине XIX вв. лексика условно-профессионального языка офеней в сильнейшей степени повлияла на арго. Деклассированные элементы заимствовали от «ходебщиков» множество слов: клевый, мара, пахан и др. Офени были именно тем слоем населения, который пополнял ряды деклассированных элементов. «Кроме деклассированных в собственном смысле (нищих, бродяг, воров),— справедливо утверждал В. М. Жирмунский,— в создании и распространении арго существенное участие принимали бродячие торговцы и ремесленники». Такие же процессы, как указывает ученый, характерны и для стран Западной Европы (Жирмунский В. М. Национальный язык и социальные диалекты. Л., 1936).

Тесная связь преступного мира с офенями отражена даже в тюремном фольклоре. Из всех социальных групп торговцев только офеня удостоился такой «чести». Вот отрывок из блатной песни:

Кругом темно, все потемнело,

И спит Москва во мгле ночной.

Уныло песенку заводит

В тюрьме преступник молодой:

«Мне быть преступником с рожденья

Сама назначила судьба.

Я был торговец, был офеней

И торговал я завсегда».

(Хандзинский Н. Блатная поэзия//Сибирская живая старина. Иркутск, 1926).

Интересно, что распространенный среди преступного мира фразеологизм по фене ботать, появившийся в начале XX в., есть не что иное, как по офене болтать, то есть разговаривать на условно-профессиональном языке офеней. В начале XX в. в арго существовало выражение ходить по фене — «совершать преступления», а ходить по тихой фене означало «совершать кражи».

Автор этих строк однажды в Горьком услышал от носителя арготизмов (преступника-рецидивиста), что блатной язык был придуман купцом по имени Офеня.

Но не только офени повлияли на русскую преступность, повлияли на нее и прасолы (прахи) — «скупщики хлеба, скота». Характерно, что одним из названий преступника в Поволжье явилось слово прах (Раскольническая переписка// Православный собеседник. Казань, 1866. № 304).

Получается любопытная лексическая параллель: в условно-профессиональном языке «ходебщиков» маз (мас) — «офеня», в арго маз, мазурик — «преступник»; прасол (прах) — «скупщик хлеба и скота», а в арго прах — «преступник».

Что же осталось в арго в настоящее время от когда-то этимо-логически родственных слов маз, мазурик, музыка? В современном арго и сейчас употребляются слова маз, маза — «главарь воровской группы». Арготизм маза имеет и еще одно значение — «шайка, сплоченная воровская группа»; фразеологизм держать мазу означает «заступаться друг за друга, поддерживать». С 20-х годов XX в. в среде деклассированных элементов не употребляется слово мазурик, почти не встречается в современном арго фразеологизм блатная музыка: используется только один его компонент — музыка (от него образован арготизм музыкант — «знаток арго»).

Страницы: 1 2 

Информация о музыке:

Disharmonic Orchestra
Disharmonic Orchestra Свою брутальную деятельность "Disharmonic orchestra" начали в августе 1987 года. А основали данный проект два австрийца – поюще-рычащий гитарист Патрик Клопф и барабанщик Мартин Месснер. На первых порах к ним было прибился басушник Харальд Безек, но после второй демк ...

Виктор Цой как феномен
Русский рок это многогранное явление, но главной его частью всегда оставалась музыка, а, следовательно, и те, кто эту музыку рождают и транслируют. Так, если спросить что такое рок, наверняка вы услышите конкретные имена, названия групп. Вот уже долгое время одним из самых ярких и звучных имен, кот ...

Роль продюсера в музыкальной индустрии
На сегодняшний день всем известны основные функции менеджмента, их всего семь: Организация; 1.2. Контроль; 1.3. Координация; 1.4. Регулирование; 1.5. Предвидение; 1.6. Активизация; 1.7. Исследование; Исторически сложилось, что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, то есть понят ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru