Опера “Лоэнгрин”

Информация » Рихард Вагнер » Опера “Лоэнгрин”

Страница 1

1848 год. Дрезден. Одно из самых гармоничных произведений Вагнера, в котором уже ярко проступают реформаторские черты Вагнера, но ещё не утрированная форма, а как бы все важные компоненты оперы находятся в равновесии. В опере 3 действия. Музыка развивается медленно, повествовательно. Психологическая драма. Внешнее действие не подавляет. Здесь Вагнер уже применяет реформаторскую оперную форму – сквозные сцены. Большие сцены непрерывного развития, в которые могут входить и сольные, и ансамблевые, и хоровые моменты. Вместо арий – монологи, рассказы; вместо дуэтов – диалоги. Пока ещё есть хор. Он выполняет роль комментатора (как в античном хоре), выражает чувства. Довольно много лейтмотивов, но всё же не вся музыкальная ткань ими заполнена. Лейтмотивы связаны с душевным состоянием – лейтмотив Лоэнгрина, лейтмотив Грааля; есть лейтмотивы, связанные с идеей – лейтмотив запрета, Божьего суда, злых сил. Роль оркестра очень велика, но он ещё не подавляет вокальную партию. Много красочных оркестровых номеров (вступление к 3-му действию, “Свадебный пир”).

Это первая опера, где вместо увертюры вступление. Вокальные партии очень выразительны. Далее они будут речитативные, а здесь много прекрасных мелодий (дуэт-диалог Эльзы и Лоэнгрина – 3 действие, “Сон Эльзы” - 1 д., “Рассказ Лоэнгрина” – 3 д.). Идея оперы романтическая, но сюжет уже легендарный. Идея о непонятности великой личности окружающим миром. Об этом Вагнер писал в статье “Обращение к друзьям”. Конфликт двух основных сфер выражен музыкально. 1-я сфера связана с Лоэнгрином. Для него характерна диатоничность, хоральность. A-dur. Высокие регистры. Ощущение чистоты. 2-я сфера – злые силы. Они выражены в Тельрамунде и Ортруде. Хроматика, низкие регистры. Fis-moll. Развитие 1-й сферы происходит в 1-м и 3-м действии (обрамление оперы). В 1-й картине 1-го действия – прощание с лебедем перекликается тематически с рассказом Лоэнгрина в 3-м действии. Характеристика злых сил – во 2-м действии. Эльза – сложный развивающийся образ. Она меняется. В начале – хоральность, диатоничность, а по мере того, как ее одолевают сомненья, в ее партию проникают хроматизмы и интонации тем зла. Это очень заметно в дуэте Эльзы и Лоэнгрина в 3-м действии.

Вступление. Передает основную идею оперы – рыцарь спускается с неба на землю и возвращается на небо. Основано на 1-й теме-лейтмотиве Лоэнгрина – посла Грааля. Тема варьируется. Высокий регистр. Дивизии у скрипок. A-dur. Диатоника. Тема постепенно спускается вниз. Когда вступает медь, Лоэнгрин вступает на землю. Tutti. Между 2-м и 3-м проведением основной темы появляется тема из сна Эльзы – ее восхищение Лоэнгрином. В конце появляется 3-я тема с нисходящим движением – тема восхищения народа Лоэнгрином. В конце остаются скрипки и появляется 1-я интонация лейтмотива Грааля.

1 действие. 1 сцена - действие на берегу Шельды. 2 сцена – появление Эльзы. As-moll. Она как бы в забытьи. На обвинения она не отвечает и, вдруг, начинает рассказывать свой сон.

1-й раздел сна. As-dur. Хоральные аккорды. Постепенно приобретается восторженный характер. Кульминация на ля b .

2-й раздел сна. Эльза рассказывает про рыцаря из сна. Возникает его косвенная характеристика. Появляется лейтмотив Грааля, но в As-dur (тональность сна). Лейтмотив рыцаря - As-dur. Маршеобразный, короткий. На нем кульминация 1-го действия – выход Лоэнгрина.

После 2-го раздела сна возникает лейтмотив Божьего суда. Завершается ум. 7 акк. После каждого призыва глашатая эта тема звучит ниже на 2 и после этой темы звучит молитва Эльзы. Далее A-dur и приближение Лоэнгрина. Лейтмотив рыцаря и лейтмотив Грааля. Схож со вступлением.

Кульминация – Лоэнгрин вступает на землю. Звучит лейтмотив Лоэнгрина-рыцаря. Маршеобразный. Далее разговор Лоэнгрина с Эльзой. Он спрашивает ее, хочет ли она, чтобы он ее защищал. Она соглашается. Звучит лейтмотив запрета (Лоэнгрин запрещает ей спрашивать кто он такой). Лейтмотив запрета звучит в as-moll у голоса. Заканчивается в As-dur. Далее короткий поединок. Победил Лоэнгрин. 3-я сцена заканчивается лейтмотивом Лоэнгрина-рыцаря в B-dur.

2-е действие. В начале следует характеристика злых сил – Тельрамунда и его жены Ортруды. Маленькое оркестровое вступление содержит интонации зла – fis-moll, низкий регистр, хроматизм (тема зла). Обилие синкоп. Далее 2-я тема зла – лейтмотив сомненья. Потом идет тема запрета – fis-moll, но звучит только ее 1-я половина. Далее опять тема зла. Они чередуются с лейтмотивом сомненья (2-я тема зла).

4 сцена. Свадебный картеж движется к храму. Небольшое оркестровое вступление. Сфера Лоэнгрина. Es-dur. 2-я тема вступления в B-dur.

3-е действие. Начинается с картины свадебного пира. Блестящее оркестровое вступление. Мощное звучание. Очень пышная оркестровка. G-dur. 3-х частная форма. Большое (действие). 1-я тема у струнных в высоком регистре. 2-я тема у меди (валторна и тромбон). Средняя часть более мягкая, лирическая, у струнных. 3-я тема = 1-я тема.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Aerosmith
Aerosmith Одна из наиболее популярных американских хард-роковых групп, "Aerosmith" была сформирована в 1970 году, когда вокалист Стивен Тайлер (Стивен Виктор Талларико, р. 26 марта 1948 года, Нью-Йорк) повстречал Джо Перри (Энтони Джозеф Перри, р. 10 сентября 1950 , Бостон, США; гитара). ...

«Антиакадемизм»
Отсутствие у царского двора интереса к русской музыке, проявлявшееся в низкой оплате труда русских музыкантов, и предпринимаемые в то же время попытки возрождения русской музыки, с которыми выступило молодое поколение в 1860-е годы, запрограммировали культурно-политический конфликт. Царский двор т ...

Что значит и почему “quasi una Fantasia”?
“Лунная соната” – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано). Как явствует из приведенных инвентарных данных, она имеет также обозначение: “Opus 27, № 2”. Объясняется это тем, что многие свои произведения одного жанра – фортепианные сона ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru