Опера “Лоэнгрин”

Информация » Рихард Вагнер » Опера “Лоэнгрин”

Страница 1

1848 год. Дрезден. Одно из самых гармоничных произведений Вагнера, в котором уже ярко проступают реформаторские черты Вагнера, но ещё не утрированная форма, а как бы все важные компоненты оперы находятся в равновесии. В опере 3 действия. Музыка развивается медленно, повествовательно. Психологическая драма. Внешнее действие не подавляет. Здесь Вагнер уже применяет реформаторскую оперную форму – сквозные сцены. Большие сцены непрерывного развития, в которые могут входить и сольные, и ансамблевые, и хоровые моменты. Вместо арий – монологи, рассказы; вместо дуэтов – диалоги. Пока ещё есть хор. Он выполняет роль комментатора (как в античном хоре), выражает чувства. Довольно много лейтмотивов, но всё же не вся музыкальная ткань ими заполнена. Лейтмотивы связаны с душевным состоянием – лейтмотив Лоэнгрина, лейтмотив Грааля; есть лейтмотивы, связанные с идеей – лейтмотив запрета, Божьего суда, злых сил. Роль оркестра очень велика, но он ещё не подавляет вокальную партию. Много красочных оркестровых номеров (вступление к 3-му действию, “Свадебный пир”).

Это первая опера, где вместо увертюры вступление. Вокальные партии очень выразительны. Далее они будут речитативные, а здесь много прекрасных мелодий (дуэт-диалог Эльзы и Лоэнгрина – 3 действие, “Сон Эльзы” - 1 д., “Рассказ Лоэнгрина” – 3 д.). Идея оперы романтическая, но сюжет уже легендарный. Идея о непонятности великой личности окружающим миром. Об этом Вагнер писал в статье “Обращение к друзьям”. Конфликт двух основных сфер выражен музыкально. 1-я сфера связана с Лоэнгрином. Для него характерна диатоничность, хоральность. A-dur. Высокие регистры. Ощущение чистоты. 2-я сфера – злые силы. Они выражены в Тельрамунде и Ортруде. Хроматика, низкие регистры. Fis-moll. Развитие 1-й сферы происходит в 1-м и 3-м действии (обрамление оперы). В 1-й картине 1-го действия – прощание с лебедем перекликается тематически с рассказом Лоэнгрина в 3-м действии. Характеристика злых сил – во 2-м действии. Эльза – сложный развивающийся образ. Она меняется. В начале – хоральность, диатоничность, а по мере того, как ее одолевают сомненья, в ее партию проникают хроматизмы и интонации тем зла. Это очень заметно в дуэте Эльзы и Лоэнгрина в 3-м действии.

Вступление. Передает основную идею оперы – рыцарь спускается с неба на землю и возвращается на небо. Основано на 1-й теме-лейтмотиве Лоэнгрина – посла Грааля. Тема варьируется. Высокий регистр. Дивизии у скрипок. A-dur. Диатоника. Тема постепенно спускается вниз. Когда вступает медь, Лоэнгрин вступает на землю. Tutti. Между 2-м и 3-м проведением основной темы появляется тема из сна Эльзы – ее восхищение Лоэнгрином. В конце появляется 3-я тема с нисходящим движением – тема восхищения народа Лоэнгрином. В конце остаются скрипки и появляется 1-я интонация лейтмотива Грааля.

1 действие. 1 сцена - действие на берегу Шельды. 2 сцена – появление Эльзы. As-moll. Она как бы в забытьи. На обвинения она не отвечает и, вдруг, начинает рассказывать свой сон.

1-й раздел сна. As-dur. Хоральные аккорды. Постепенно приобретается восторженный характер. Кульминация на ля b .

2-й раздел сна. Эльза рассказывает про рыцаря из сна. Возникает его косвенная характеристика. Появляется лейтмотив Грааля, но в As-dur (тональность сна). Лейтмотив рыцаря - As-dur. Маршеобразный, короткий. На нем кульминация 1-го действия – выход Лоэнгрина.

После 2-го раздела сна возникает лейтмотив Божьего суда. Завершается ум. 7 акк. После каждого призыва глашатая эта тема звучит ниже на 2 и после этой темы звучит молитва Эльзы. Далее A-dur и приближение Лоэнгрина. Лейтмотив рыцаря и лейтмотив Грааля. Схож со вступлением.

Кульминация – Лоэнгрин вступает на землю. Звучит лейтмотив Лоэнгрина-рыцаря. Маршеобразный. Далее разговор Лоэнгрина с Эльзой. Он спрашивает ее, хочет ли она, чтобы он ее защищал. Она соглашается. Звучит лейтмотив запрета (Лоэнгрин запрещает ей спрашивать кто он такой). Лейтмотив запрета звучит в as-moll у голоса. Заканчивается в As-dur. Далее короткий поединок. Победил Лоэнгрин. 3-я сцена заканчивается лейтмотивом Лоэнгрина-рыцаря в B-dur.

2-е действие. В начале следует характеристика злых сил – Тельрамунда и его жены Ортруды. Маленькое оркестровое вступление содержит интонации зла – fis-moll, низкий регистр, хроматизм (тема зла). Обилие синкоп. Далее 2-я тема зла – лейтмотив сомненья. Потом идет тема запрета – fis-moll, но звучит только ее 1-я половина. Далее опять тема зла. Они чередуются с лейтмотивом сомненья (2-я тема зла).

4 сцена. Свадебный картеж движется к храму. Небольшое оркестровое вступление. Сфера Лоэнгрина. Es-dur. 2-я тема вступления в B-dur.

3-е действие. Начинается с картины свадебного пира. Блестящее оркестровое вступление. Мощное звучание. Очень пышная оркестровка. G-dur. 3-х частная форма. Большое (действие). 1-я тема у струнных в высоком регистре. 2-я тема у меди (валторна и тромбон). Средняя часть более мягкая, лирическая, у струнных. 3-я тема = 1-я тема.

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Оратории Ф. Мендельсона
Подобно Шуману и Вагнеру, Мендельсон мечтал о создании немецкой национальной оперы - возвышенной, драматичной и народной. На протяжении всей жизни он искал либретто, которое дало бы ему возможность сочинить оперу, по своему идейному уровню и драматизму подобную пьесам Шиллера и Гёте. В конце жизни ...

Традиционный джаз
В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических (основанных ...

Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский "Не знаю как начать" (Чайковский, Евгений Онегин). Действительно не знаю - о Чайковском уже столько сказано, написано столько книг, прочитано столько лекций . начнешь с того, что он гений - правда, но банальность. Скажешь что-нибудь оригинальное - будет выглядеть ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru