Карнавал

В 1834 г. вышла “Новая музыкальная газета” под руководством Шумана. Этот “Карнавал” является как бы музыкальным воплощением эстетических идей Шумана (борьба против филистерства). Жанр связан с очерком Шумана, в котором корреспондент газеты Жанкири приходит на бал к редактору, где показывают музыкальные новинки. На этом балу происходит схватка между давидсбюндлерами и филистерами. Давидсбюндлеры побеждают.

“Карнавал” – это цикл из 20 контрастных программных фортепианных миниатюр, объединённых 4-мя нотами (Шуман назвал это “Миниатюрные сцены на 4-х нотах). Эти ноты – Asch (название города) – A, Es, C, H. Sch – это ещё и первые буквы фамилии Шумана. Эти 4 ноты существуют в 3-х комбинациях. Эти ноты растворены в начале каждой пьесы. Поэтому здесь только следы вариационности, но не вариации на тему.

В карнавале есть группы масок.

1-я группа: Пьеро, Арлекин, Каламбино, буквы.

2-я группа: давидсбюндлеры (Эвзебий, Флорестан, Паганини, Киарина, Эстрелла, Шопен).

3-я группа: сценки (“Разговор”, “Признательность”, “Признание”).

Все эти пьесы объединены тонально (только бемольные тональности – Des-dur, c-moll, g-moll, Es-dur и т.д.). Кроме того, 1-я пьеса (“Вступление”) и последняя пьеса (“Марш давидсбюндлеров против филистимлян”) в As-dur. Обе пьесы в аккордовом складе имеют во многом общий тематический материал. Обе они в свободной форме (постоянное мелькание различных персонажей), состоят из разных фрагментов.

Другие способы объединения в цикл:

Тематический материал предпоследней пьесы (“Пауза”) связан с последней и первой пьесой.

Объединение в группы внутри цикла - №16 – “Немецкий вальс”, №17 – “Паганини”, потом опять немецкий вальс (не №18). “Паганини” – средняя часть в этих 2-х пьесах. №7 – “Кокетка”, №8 – “Разговор”. В нём есть тема кокетки, это как бы разговор с ней. №6 – “Флорестан”. Он как бы улетает на VII34 (g-moll).

Вальсовость. Она присутствует почти во всех пьесах этого цикла.

№1 – “Вступление”. As-dur. Есть вальсообразный элемент, есть элемент в c-moll (Animato). Форма свободная.

№2 – “Пьеро”. Es-dur. Есть хроматизмы. Она в нижнем регистре. 3-х частная форма (она почти во всех пьесах).

№3 – “Арлекин”. Изображает прыжки при помощи больших скачков (иногда октава и больше).

№4 – “Благородный вальс”. 3-х частная форма. B-dur. Порывистая, взволнованная музыка. Контрастная середина в g-moll.

№5 – “Эвзебий”. Es-dur. Музыка мечтательная.

№6 – “Флорестан”. Порывистая, импульсивная музыка. Темп постоянно меняется. Основная тональность – g-moll. 3-х частная форма с незаконченной репризой. Она внезапно обрывается.

№7 – “Кокетка”. Ритмические и динамические контрасты. B-dur. 3-х частная форма.

№8 – “Разговор”. 1-я тема плавная (юноша). 2-я тема – “Кокетка”. Вся пьеса состоит из 1-го периода (около 2-х строчек).

Перед № 9 – Сфинксы (без номера). Их часто не исполняют. Комбинация из тех самых 4-х нот.

№9 – “Бабочки”. Похоже на шелест крыльев. B-dur. Непрерывное движение шестнадцатыми создаёт скрытое 2-х голосие. 3-х частная форма (с Da capo).

№10 – “Танцующие буквы”. С острыми форшлагами. Es-dur. Вальс. 3-х частная форма.

№11 – “Киарина” (Клара). C-moll. Порывистая, страстная.

№12 – “Шопен”. Это – стилизация музыки Шопена. As-dur. В ней 1 период.

№13 – “Эстрелла”. F-moll. Широкие скачки.

№14 – “Признательность”. Это – сценка. As-dur. Постоянное стаккато. 3-х частная форма.

№15 – “Панталоне и Каламбина”. F-moll. В ней 2 маски. 3-х частная форма. В крайних частях – портрет Каламбино. Она как бы танцует на пуантах. Середина – Панталоне. Легато. Des-dur. Низкий регистр.

№16 – “Немецкий вальс”. As-dur.

№17 – “Паганини”. F-moll. Очень много техники, большие скачки.

№18 – “Признание”. Сценка. F-moll. Мягкая музыка. Миниатюрная 3-х частная форма.

№19 – “Прогулка”. Des-dur.

№20 – “Пауза”. Собираются все давидсбюндлеры. As-dur.

Последняя пьеса – “Марш давидсбюндлеров против филистимлян”. Несмотря но то, что это – марш, он написан в размере 3\4. Группу филистимлян характеризует старинная тема 17 века – Gross Fatter (дедушка). В этом марше есть кружащиеся мотивы из “Прелюдии” (“Вступление”). Заканчивается победой давидсбюндлеров.

Информация о музыке:

Из истории фортепианной педагогики. Её возникновение и развитие
Возникновение фортепианной педагогики в собственном смысле слова следует отнести к сравнительно недавнему времени – к концу XVIII века, когда фортепиано, вытеснив прежнего «короля» инструментов - клавесин, заняло его место в музыкальном быту Европы. Уже в ту пору фортепианная педагогика достигла в ...

«Призыв»
В этой пьесе получают отражения характерные свойства личности Листа: противоречивость его мировоззрения, двойственность жизневосприятия (восторженность, доходящая до состояния экстаза и сомнение, скепсис). Здесь каждое из вышеобозначенных начал находит соответствующее образное воплощение, связанно ...

Три подхода к музыкальному наследию
Если живущее поколение не владеет всем массивом когда-либо добытых (созданных) человечеством знаний, то теряется главное преимущество каждого следующего поколения по сравнению с предыдущим: прирост опыта. Казалось бы, владеть всем знанием одновременно нельзя: его объем превышает возможности челове ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru