Николай Андреевич Римский-Корсаков

Информация » Николай Андреевич Римский-Корсаков

Страница 2

Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже .»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и«Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».

Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова , оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова , пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом —автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова.

Сочинения:

оперы-

Псковитянка (либретто Римского - Корсакова, при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноимённой драме Л. А. Мея, 1868-72, поставлена 1873, Мариинский театр, Петербург; 2-я редакция 1876-78; 3-я редакция 1891-92, заключительный хор- 1894, поставлен 1895, Панаевский театр, Петербург, силами Общества музыкальных собраний), Майская ночь (либретто Римского - Корсакова, по одноимённой повести Н. В. Гоголя, 1878-79, поставлена 1880, Мариинский театр, Петербург), Снегурочка (либретто Римского - Корсакова, по одноимённой пьесе А. Н. Островского, 1880-81, поставлена 1882, там же), Млада (либретто Римского - Корсакова, С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889-90, поставлена 1892, там же), Ночь перед Рождеством (либретто Римского - Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894-95, поставлена 1895, там же), Садко (сценарий Н. М. Штрупа и Стасова, либретто Римского - Корсакова и В. И. Бельского, 1893-96, поставлена 1897, Московская частная русская опера), Моцарт и Сальери (текст А. С. Пушкина, 1897, поставлена 1898, Московская частная русская опера), Боярыня Вера Шелога (либретто Римского - Корсакова, 1898, Московская частная русская опера), Царская невеста (либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, поставлена 1899, Московская частная русская опера), Сказка о царе Салтане (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899-1900, поставлена 1900, Московская частная русская опера), Сервилия (либретто Римского - Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900-01, поставлена 1902, Мариинский театр, Петербург), Кащей бессмертный (либретто Римского - Корсакова, при участии Софьи Николаевны Римской - Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901-02, поставлена 1902, Московская частная русская опера), Пан воевода (либретто Тюменева, 1901-03, поставлена 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (либретто Бельского, 1902-04, поставлена 1907, Мариинский театр, Петербург), Золотой петушок (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906-07, поставлена 1909, Оперный театр Зимина, Москва);

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Монастырские распевы
Монастырские распевы появлялись в каждом крупном монастырском центре, первым из которых в Киевской Руси была Киево-Печерская Лавра. Славились также распевы других старых русских монастырей - Троице-Сергиевой Лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей, Оптиной пустыни. Все эти распевы полностью сфо ...

1866-1872 гг.
Опять Вагнер живет в Швейцарии. Здесь он закончил “Мейстерзингеров”. Опера была исполнена дирижером Бюловым. Вагнер увел у него жену – дочь Листа (видимо, в знак благодарности и признательности). В честь своего сына Зикфрита Вагнер написал пьесу “Зикфрит идиллия” на материале оперы. Постоянно ведет ...

Красота песни
Каждый куплет песни начинается небольшим вступлением и завершается заключением, построенным на одном и том же музыкальном материале - мягко звучащих мерно чередующихся в трехдольной пульсации восходящих (к небесам?) и нисходящих (на грешную землю?) аккордах, сопровождаемых мерной пульсацией глубоки ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru