Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)

Информация » Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников » Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)

Страница 2

Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Широкие возможности в формировании и развитии музыкальности ребенка имеет пение.

Роль пения в жизни человека высоко оценивалась и оценивается многими общественными деятелями и педагогами. По мнению основателя и руководителя Московского камерного хора, профессора В.Н. Минина, " . самый первый импульс к пробуждению "художнического" начала - это живое, бурлящее впечатление от каких-то спетых строк, какой-то мелодии" (2, с.4). Поэтому в преподавании музыки он призывает не столько обучать детей слушанию и угадыванию музыкальных произведений, сколько включать детей в активное музицирование. Примером активного приобщения детей к музыкальной культуре, по его утверждению, является дореволюционная Россия, когда " . рождался ребенок и вся его жизнь была пронизана музицированием. Почему? Потому, что в деревне он участвовал в обряде, в городе и деревне пел в церковном хоре, да и в любой ячейке общества был хор, начиная от деревни, фабрики и кончая армией".

Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности как для детей, так и для взрослых людей. Подтверждая эту мысль венгерский композитор и педагог 3. Кодай, называет человеческий голос самым прекрасным и доступным каждому музыкальным инструментом.

Ретроспективный анализ литературы по вокальной педагогике позволяет утверждать, что первоначально на Руси обучение пению не было массовым явлением. В Древней Руси (11-13 в. в) детей обучали пению в монастырских и церковных школах. В летописях упоминается о том, что первые певческие школы на Руси были созданы греческими священнослужителями. Исследователи истории вокальной педагогики указывают на высокий уровень музыкального обучения в этих школах. Однако обучали в этих школах весьма ограниченное число наиболее одаренных детей. В конце 19 в. начинают предприниматься действия по внедрению пения в массовое обучение детей, а в методической литературе появляются высказывания о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Введение пения в школы считается необходимым для всестороннего развития учащихся и принимается за основу формирования у них музыкальной культуры.

Большой вклад в развитие отечественной теории и практики детского пения внесли участники комплексного исследования детского голоса, организованного ИХВ АПН РСФСР, Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова и другие ученые. Результатом многолетней работы сотрудников ИХВ стало создание так называемой "щадящей" методики вокального воспитания детей, в которой раскрыты нормы певческих нагрузок, режим работы голосового аппарата, качественные характеристики звучания голоса ребенка в возрастном аспекте.

Специфика обучения дошкольников пению исследовалась в разных аспектах Н.А. Метловым, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Войновой, Т.В. Волчанской, МАМедведевой, Е.В. Харчевниковой, А.И. Ходьковой и другими. Учеными определены вокальные возможности детей дошкольного возраста, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к народной песне и другие.

В соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" одной из задач музыкального воспитания является обучение детей выразительному, искреннему исполнению интересных им и несложных песен. Педагог должен помочь детям понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Достичь успеха в этом виде педагогической деятельности можно разными способами и при создании определенных условий.

Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов. Эффективность развития этих видов певческой деятельности достигается подбором песенного репертуара. Выбор репертуара обусловлен возрастными особенностями певческих диапазонов дошкольников. По мнению Н.А. Ветлугиной, певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука. В пределах этого интервала голос звучит хорошо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Музыкальное толкование последней строки
Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого (применительно к стилю П.И.Чайковского) Н.Туманина определила словами «аккорд смерти ...

Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana) Мелодрама в одном действии; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной новелле Дж. Верги. Первая постановка: Рим, театр "Костанци", 17 мая 1890 года. Действующие лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо ...

Музыка в семиотическом пространстве морали. Случай Ницше
Строго говоря, любая тема, связанная с мировоззрением Фридриха Ницше (и, в частности, тема метафизическая), выводит нас на проблемы морали. Эта моральная обусловленность размышлений Ницше не носит характера предзаданной философской системы. Скорее, можно говорить об удивительной калокагатийной нап ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru