Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)

Информация » Пение как основной вид музыкальной деятельности дошкольников » Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении (Е.В. Клюева, М.Г. Шадрина)

Страница 3

В исследовании Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и других установлено, что с возрастом диапазон пения детей расширяется. К 5-6 (7) годам он становится семь-восемь нот (ре первой октавы - до второй октавы). Самый большой диапазон в пределах десяти нот. Следует учитывать также и то, что с возрастом сила голоса возрастает, обогащается его тембр. По отсутствию вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка можно судить о правильном использовании динамики и высоты звука.

Как же может быть организована работа с детьми над песней? Пению всегда должна предшествовать распевка, независимо от того разучивается ли новая песня или повторяется старая песня. Опыт показал, что начинать проводить распевание необходимо с детьми средней группы, но особенно большое значение следует уделять распеванию в старших группах детского сада. Для распевания можно использовать небольшие вокальные упражнения, а также первоначальные вокальные фразы или простейшие песни с плавным голосоведением. В работе над развитием звуковысотного слуха, дикции распевание начинается со звука "ре ". Если требуется расширить диапазон голосов детей, то распевание следует начинать со звука "соль ", чтобы "достать" звук "ре ". Диапазон распевок и других вокальных упражнений сначала необходимо ограничивать. Он должен быть равен малой или большой терции. В старшей группе распевание проводится в пределах терции, а к концу года диапазон можно довести до кварты. В работе с детьми подготовительной группы большое внимание нужно уделять упражнениям на воспроизведение высоты звука. Так, музыкальный руководитель может последовательно проиграть три звука одной высоты, и детям предлагается узнать, сколько звуков звучало и какой высоты. Затем проигрываются звуки разной высоты и задаются те же вопросы. Необходимо упражнять дошкольников в различении звуков по длительности.

В распевании нельзя ограничиваться только одним темпом. Во время распевания в быстром темпе можно добиться от детей хорошей дикции, выработки ритмического ансамбля. Распевание в медленном темпе, на наш взгляд, закладывает основу для развития вокально-певческих навыков, позволяет научить детей протяжному исполнению. Изменение темпа ведет за собой изменение характера звуковедения. Для исполнения в медленном темпе рекомендуется использовать легато, а в быстром - стаккато. Таким образом, повторение упражнений в различных вариантах - с изменением темпа, ритма, тональности, динамики, характера звуковедения вносит элемент новизны, не дает детям быстро утомляться и привыкнуть к методическим приемам, используемым педагогом на занятиях.

Творческий подход музыкального руководителя заключается в том, чтобы правильно подобрать вокальные упражнения и в целом песенный репертуар с учетом возрастных изменений в детских голосах. Прочно вошла в работу по музыкальному воспитанию русская народная песня. Поэтичность, богатство мелодии, разнообразие ритма, яркость образов, юмор сделали народное песенное творчество незаменимым источником музыкального развития дошкольников. Эти особенности русской народной песни способны вызвать желание петь даже у самых застенчивых детей. Для упражнений важно использовать народные попевки, песни с плавным голосоведением, например, "Как под горкой, под горой", "Аист", "Василек".

Для распевания на одном звуке можно предложить детям первую фразу из попевки "Андрей-воробей". Повторение мелодии на одном и том же звуке представляет для детей сложность в интонационном отношении. От них требуется умение держать высоко повторяющийся звук. Это упражнение часто дается тяжело и нередко7 дошкольники поют фальшиво. Для исправления пения используется фланелеграф. Он дает возможность продемонстрировать детям, как можно "перекладывать" звуки с "попки на попку", придавая им предметное значение. В том случае, когда дети поют низко, им можно сказать: "Пойте так, чтобы звук "не падал" и "не сползал" с полочки". Показ движением руки, как петь выше или ниже помогает дошкольникам точнее интонировать звуки. С детьми старшего дошкольного возраста чаще рекомендуется использовать дирижерский жест в работе над динамикой, звуковедением, а также в развитии звуковысотного слуха. Дирижирование очень помогает в выработке общего движения в музыкальных фразах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Фортепианное творчество
Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные ...

Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
В этой книге Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе – тоже. Так заучивается неверная, порой «варва ...

Скупость
Видимо, из-за чрезмерно высокого жалованья на венской придворной должности наш "дьявол во плоти" занимался с учениками почти всегда бесплатно и удовлетворял свою скупость исключительно тем, чтобы коллекционировать их численно и качественно. Биографы отмечают его "старорежимный", ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru