Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Информация » Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции 10 пьес из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта") » Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Страница 2

Органная сфера

Динамические возможности органа и фортепиано несоизмеримы. Исследователи отмечают, что реальная протяженность звука ровной интенсивности, тембровое разнообразие, свойственное "королю инструментов", объективно не доступны роялю. И поэтому в процессе адаптации органного произведения для фортепиано происходит неизбежное редуцирование отдельных сторон оригинала. Редукция проявляется в замене трехстрочного стана двухстрочным. Даже если композитор осуществляет запись на трех нотоносцах (как у Бузони в некоторых хоральных прелюдиях), она не адекватна оригинальному тексту и является специфически фортепианной.

Пример. Бах-Бузони. Хоральная прелюдия Соль мажор

Как известно, текст, предназначенный для органа, является только схемой, реальное воплощение которой зависит только от конкретного инструмента и личности исполнителя. Бородин пишет, что органная партитура лишь только фиксирует основные структурные элементы, подразумевающие исполнительскую амплификацию, причем в гораздо большей степени, нежели это допускает прочтение нотного текста фортепианного произведения. Поэтому органист гораздо чаще, чем пианист, прибегает к фактурным дополнениям, которые отсутствуют у автора. Индивидуальное искусство регистровки, выразительные возможности артикуляции превращают каждое исполнение органиста в своеобразный дериват — производное от первоначального текста.

Исходя из исследований Б. Бородина, существует два типа органных транскрипций для фортепиано:

— максимально приближенный к знаковой структуре оригинала;

— имитирующий органное звучание.

Первым примером транскрипции имитирующей орган является листовская транскрипция Фантазии и фуги соль минор (1868 г.) И. С. Баха. Октавные и аккордовые уплотнения создают здесь фортепианный аналог приемов органной регистровки, обильные указания педали призваны имитировать гулкую акустику собора и поддерживать масштабные динамические нарастания. Б. Бородин отмечает, что в данной транскрипции Лист с помощью фортепиано создает романтический образ органного стиля эпохи барокко, который станет образцом для многих последующих обработок, этот образ не лишен некоторой доли декоративности, которая будет непомерно развита в обработках его учеников.

В приложении к первому тому своей редакции "Хорошо темперированного клавира" Ф. Бузони пишет: "Редактор считает передачу баховских органных произведений на фортепиано необходимым дополнением пианистической работы над Бахом. Он требует, чтобы каждый пианист не только знал все существующие уже переложения и владел ими, но и чтобы он умел самостоятельно перекладывать баховские произведения с органа на фортепиано" [4, с. 168].

Органные обработки Бузони с инструментальной точки зрения это стилизация под орган, открывающая богатейшую палитру собственно фортепианных звучностей. Иллюзия органного тембра достигается при помощи изобретательных октавных, терцовых и секстовых дублировок, рационально распределенных между партиями обеих рук; регистровых противопоставлений и красочной педализации.

Пример Бах-Бузони. Органная прелюдия и фуга Ми-бемоль

О транскрипциях Ф. Бузони Б. Бородин пишет, что по существу дела они являются зафиксированной трактовкой композиционной структуры произведения, ее инструментальным дериватом.

Сочетание Бах-Бузони стало привычным и нерасторжимым, как и Шуберт-Лист, замечает Бородин. Еще в 30-е годы ХХ века А. Альшванг писал: "Органные произведения Баха в транскрипции Бузони исполняются подавляющим большинством пианистов всего мира. Можно сказать, что в ХХ веке эти переложения служат популяризации баховского творчества в большей степени, чем клавирные сочинения великого композитора, часто вытесняемые транскрипциями" [1, с. 287]. Фактурные новации Ф. Бузони оказали значительное воздействие на транскрипторскую практику многих музыкантов первой половины ХХ века. Даже далекий от его эстетических установок С. Фейнберг в своих баховских обработках, имитируя регистровые противопоставления, следует урокам Бузони.

Сходные приемы можно найти и в барочных транскрипциях исполнителей, для которых орган является основной специальностью. Например, различные регистровые удвоения и утроения полифонических линий, поддержанные педалью, создают в обработке Прелюдии Д. Букстехуде, сделанной И. Браудо, пространственный колористический эффект и, в то же время, отчетливо выявляют формальную структуру сочинения.

Пример. Букстехуде-Браудо. Хоральная прелюдия ре минор

Б. Бородин дополняет, что помимо художественных средств, зафиксированных в нотном тексте обработок, фортепиано обладает еще одним важным ресурсом для создания тембровых иллюзий, отсутствующим у органа — возможностью тонкой динамической дифференциации по вертикали, которая во многом зависит от воображения исполнителя. Ф. Бузони, в частности, отмечает: "Возможность выделить отдельный звук из звуковой массы (акцент) есть преимущество, которое фортепиано имеет перед органом, и было бы не разумно не пользоваться этим преимуществом там, где оно находит музыкальное оправдание…" [4, с. 203].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Историко – стилистический анализ эпохи конца XIX – начала XX века
Новый период исторического развития, в который Россия вступила в конце XIX века, характеризовался значительными изменениями и сдвигами во всех областях общественной и культурной жизни. Глубокие процессы, происходившие в социально – экономической структуре России, наложили отпечаток на многообразны ...

Конкурсы и фестивали как основная форма развития АМСТ
Фестивали и конкурсы являются движущей силой развития АМСТ. Фестивальная история авторской песни насчитывает уже более 30 лет. Разные по масштабам, содержанию, составу участников эти фестивали дали возможность многим любителям авторской песни встретиться друг с другом, открыть для себя новые имена ...

Iluvatar
Iluvatar Стиль "Iluvatar" не подлежит определению одним словом. Содержащий прочную роковую основу, он включает в себя тонко вплетенные элементы джаза, классики и психоделии, оставаясь при этом вполне форматным для радиоэфира. Взявшая свое название по имени одного из персонажей толкиеновс ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru