Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Информация » Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции 10 пьес из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта") » Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Страница 2

Органная сфера

Динамические возможности органа и фортепиано несоизмеримы. Исследователи отмечают, что реальная протяженность звука ровной интенсивности, тембровое разнообразие, свойственное "королю инструментов", объективно не доступны роялю. И поэтому в процессе адаптации органного произведения для фортепиано происходит неизбежное редуцирование отдельных сторон оригинала. Редукция проявляется в замене трехстрочного стана двухстрочным. Даже если композитор осуществляет запись на трех нотоносцах (как у Бузони в некоторых хоральных прелюдиях), она не адекватна оригинальному тексту и является специфически фортепианной.

Пример. Бах-Бузони. Хоральная прелюдия Соль мажор

Как известно, текст, предназначенный для органа, является только схемой, реальное воплощение которой зависит только от конкретного инструмента и личности исполнителя. Бородин пишет, что органная партитура лишь только фиксирует основные структурные элементы, подразумевающие исполнительскую амплификацию, причем в гораздо большей степени, нежели это допускает прочтение нотного текста фортепианного произведения. Поэтому органист гораздо чаще, чем пианист, прибегает к фактурным дополнениям, которые отсутствуют у автора. Индивидуальное искусство регистровки, выразительные возможности артикуляции превращают каждое исполнение органиста в своеобразный дериват — производное от первоначального текста.

Исходя из исследований Б. Бородина, существует два типа органных транскрипций для фортепиано:

— максимально приближенный к знаковой структуре оригинала;

— имитирующий органное звучание.

Первым примером транскрипции имитирующей орган является листовская транскрипция Фантазии и фуги соль минор (1868 г.) И. С. Баха. Октавные и аккордовые уплотнения создают здесь фортепианный аналог приемов органной регистровки, обильные указания педали призваны имитировать гулкую акустику собора и поддерживать масштабные динамические нарастания. Б. Бородин отмечает, что в данной транскрипции Лист с помощью фортепиано создает романтический образ органного стиля эпохи барокко, который станет образцом для многих последующих обработок, этот образ не лишен некоторой доли декоративности, которая будет непомерно развита в обработках его учеников.

В приложении к первому тому своей редакции "Хорошо темперированного клавира" Ф. Бузони пишет: "Редактор считает передачу баховских органных произведений на фортепиано необходимым дополнением пианистической работы над Бахом. Он требует, чтобы каждый пианист не только знал все существующие уже переложения и владел ими, но и чтобы он умел самостоятельно перекладывать баховские произведения с органа на фортепиано" [4, с. 168].

Органные обработки Бузони с инструментальной точки зрения это стилизация под орган, открывающая богатейшую палитру собственно фортепианных звучностей. Иллюзия органного тембра достигается при помощи изобретательных октавных, терцовых и секстовых дублировок, рационально распределенных между партиями обеих рук; регистровых противопоставлений и красочной педализации.

Пример Бах-Бузони. Органная прелюдия и фуга Ми-бемоль

О транскрипциях Ф. Бузони Б. Бородин пишет, что по существу дела они являются зафиксированной трактовкой композиционной структуры произведения, ее инструментальным дериватом.

Сочетание Бах-Бузони стало привычным и нерасторжимым, как и Шуберт-Лист, замечает Бородин. Еще в 30-е годы ХХ века А. Альшванг писал: "Органные произведения Баха в транскрипции Бузони исполняются подавляющим большинством пианистов всего мира. Можно сказать, что в ХХ веке эти переложения служат популяризации баховского творчества в большей степени, чем клавирные сочинения великого композитора, часто вытесняемые транскрипциями" [1, с. 287]. Фактурные новации Ф. Бузони оказали значительное воздействие на транскрипторскую практику многих музыкантов первой половины ХХ века. Даже далекий от его эстетических установок С. Фейнберг в своих баховских обработках, имитируя регистровые противопоставления, следует урокам Бузони.

Сходные приемы можно найти и в барочных транскрипциях исполнителей, для которых орган является основной специальностью. Например, различные регистровые удвоения и утроения полифонических линий, поддержанные педалью, создают в обработке Прелюдии Д. Букстехуде, сделанной И. Браудо, пространственный колористический эффект и, в то же время, отчетливо выявляют формальную структуру сочинения.

Пример. Букстехуде-Браудо. Хоральная прелюдия ре минор

Б. Бородин дополняет, что помимо художественных средств, зафиксированных в нотном тексте обработок, фортепиано обладает еще одним важным ресурсом для создания тембровых иллюзий, отсутствующим у органа — возможностью тонкой динамической дифференциации по вертикали, которая во многом зависит от воображения исполнителя. Ф. Бузони, в частности, отмечает: "Возможность выделить отдельный звук из звуковой массы (акцент) есть преимущество, которое фортепиано имеет перед органом, и было бы не разумно не пользоваться этим преимуществом там, где оно находит музыкальное оправдание…" [4, с. 203].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

“Умирающий Лебедь” – “Бессмертный Лебедь”
Первое исполнение «Карнавала животных» никак нельзя назвать публичным – оно состоялось в узком кругу друзей композитора в 1886 году. Вторично Сен-Санс исполнил его – опять же в компании близких друзей – для Ференца Листа 2 апреля того же, 1886 года, когда великий венгр приехал в Париж. (Надо замети ...

Начало христианского богослужебного пения
Начало христианского богослужебного пения Когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю «обновить Адама ядью в тление падшаго люте», то обновилось не только все существо человека, весь его состав, но обновилось также и все от человека исходящее, вся сумма его поступков и действий. «Кто во Христе, ...

Возрастные особенности слуха и голоса ребенка. Охрана детского голоса
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки "про с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru