Струнный квартет является следующей ступенью по направлению к оркестровой сфере. Можно сказать, что струнный квартет — единый инструмент, обладающий однородным сбалансированным звучанием, полным диапазоном и богатейшими полифоническими возможностями. По этим параметрам он близок к фортепиано. Поэтому квартетные произведения, обработанные для фортепиано, обычно не подвергаются кардинальным фактурным переделкам, и транскрипции одного и того же произведения, принадлежащие разным авторам, как правило, не значительно отличаются друг от друга. Примером здесь могут служить обработки Каватины из бетховенского квартета ор. 130, сделанные Ш.-В. Альканом и М. А. Балакиревым.
Б. Бородин пишет, что прозрачность квартетной фактуры, ее частая рассредоточенность по вертикали и стремление транскриптора полнее сохранить текст подлинника приводят к неудобным последовательностям широких интервалов (как в транскрипции Балакирева Allegretto из квартета ор. 59, №2 Бетховена) или к непианистической разбросанности разряженной фактуры (как в обработке С. Фейнберга Ноктюрна из Второго квартета А, Бородина). Приближение квартетной фактуры к "фортепианным стандартам" в наибольшей степени характерно для транскрипций К. Таузига, который сделал шесть концертных обработок частей из бетховенских квартетов.
Оркестровая сфера
Следует отметить, что гораздо более плодотворным было взаимодействие фортепиано с оркестровой сферой. Б. Бородин выделяет два направления, по которым оно развивалось. Во-первых, он отмечает, что фортепиано выполняло и выполняет прикладную функцию, практическую функцию: клавиры являются компактным и доступным средством распространения и изучения симфонических произведений. Во-вторых, некоторая нейтральность тембра фортепиано, его диапазон, динамический потенциал, богатство приемов звукоизвлечения предопределили его способность создавать иллюзию иного инструментального происхождения. Эта "артистичность" инструмента, пишет Бородин, базируется на развитом и тонко дифференцированном ассоциативно-тембровом мышлении, имеющим интонационную и инструментальную природу (см.: [2, с. 161]).
С точки зрения Б. Бородина, многие композиторы-пианисты (Лист, Брамс, Скрябин) шли к симфоническому творчеству, перерастая рамки своего инструмента. Поэтому их фортепианный и оркестровый стили имеют точки соприкосновения. Первым образцом "фортепианной партитуры" была листовская транскрипция "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833 г.). Создавая обработки симфоний Бетховена, Лист ставил своей целью "перенести на фортепиано не только грандиозные контуры Бетховенского сочинения, но и все те тонкости и более мелкие черты, которые так значительны в создании законченности всего целого" [Цит. по: 19, с .207]. В своих фортепианных партитурах Ф. Лист старался максимально приблизиться к оркестровому звучанию, замечает Б. Бородин, адаптировать именно его, а не только нотный текст, к возможностям рояля. Поэтому в транскрипциях бетховенских симфоний постоянно встречаются сокращенные обозначения оркестровки, а сам нотный текст записывается на двух, трех и четырех строчках по партитурному принципу, частично сохраняя разделение на оркестровые группы, свойственное оригиналу.
Пример. Л. Бетховен. Симфония № 3, 2-я часть (транскрипция Ф. Листа)
Б. Бородин пишет, что с "фортепианных партитур" Листа утверждается традиция обозначения оркестрового прообраза, который должен служить ориентиром для звуковой фантазии исполнителя:, quasi cello, quasi trombone, quasi timpani и т. д. Известно, что звуковая мощь оркестра превосходит динамические ресурсы фортепиано. Поэтому часто применяются текстовые дополнения, призванные как-то компенсировать недостаток естественных сил инструмента, тембральных и динамических. Так Лист, в транскрипции к увертюре к "Тангейзеру", применяет тремоло и проносящиеся через всю клавиатуру пассажи, которые отсутствуют у Вагнера.
Происходит постепенное сращивание заимствованных оркестровых приемов со специфически фортепианными. Двойной штрих струнных часто используется в динамических нарастаниях. В транскрипциях, пытающихся сохранить масштабность оркестрового звучания, имитируется с помощью мартеллатного попеременного чередования рук, придающего, в случае необходимости, максимально достижимый на фортепиано уровень динамики. Например, в транскрипции К. Таузига "Прелюдов" Листа, Вагнер-Брассен "Полет валькирий".
Оркестровые произведения весьма привлекают транскрипторов. Лист создал транскрипции из "Золота Рейна" Р. Вагнера; С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский делали переложения оркестровых сочинений; М. Плетнев переложил номера из балета "Щелкунчик" Чайковского.
Информация о музыке:
"Пер Гюнт"
Музыка Грига к драме Ибсена “Пер Гюнт” стоит в ряду таких высоких образцов этого жанра, как “Эгмонт” Бетховена, “Сон в летнюю ночь” Мендельсона, “Князь Холмский” Глинки, “Арлезианка” Бизе. Созданная для театральной постановки, музыка к “Перу Гюнту” получила значение самостоятельного художествен ...
Этюд. Этюд? Этюд!
Не пренебрегайте этими пьесами 10-го и 25-го Opus'ов из-за их названия - этюды - которое у других композиторов часто означает "упражнение". (Здесь нет также аналогии с тем, что этюдами называют художники, подразумевая под этим "наброски", нечто подготовительное для работы над б ...
Crowbar
Crowbar
Перед тем как в 1989 году основать "Crowbar" гитарист-вокалист Кирк Уиндштейн и барабанщик Джимми Бауэр лабали каверы " Judas priest" и " Iron maiden" в местной нью-орлеанской банде "The slugs". Возможно отсюда и произошло название стиля, который и ...