Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Информация » Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции 10 пьес из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта") » Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Страница 5

Струнный квартет является следующей ступенью по направлению к оркестровой сфере. Можно сказать, что струнный квартет — единый инструмент, обладающий однородным сбалансированным звучанием, полным диапазоном и богатейшими полифоническими возможностями. По этим параметрам он близок к фортепиано. Поэтому квартетные произведения, обработанные для фортепиано, обычно не подвергаются кардинальным фактурным переделкам, и транскрипции одного и того же произведения, принадлежащие разным авторам, как правило, не значительно отличаются друг от друга. Примером здесь могут служить обработки Каватины из бетховенского квартета ор. 130, сделанные Ш.-В. Альканом и М. А. Балакиревым.

Б. Бородин пишет, что прозрачность квартетной фактуры, ее частая рассредоточенность по вертикали и стремление транскриптора полнее сохранить текст подлинника приводят к неудобным последовательностям широких интервалов (как в транскрипции Балакирева Allegretto из квартета ор. 59, №2 Бетховена) или к непианистической разбросанности разряженной фактуры (как в обработке С. Фейнберга Ноктюрна из Второго квартета А, Бородина). Приближение квартетной фактуры к "фортепианным стандартам" в наибольшей степени характерно для транскрипций К. Таузига, который сделал шесть концертных обработок частей из бетховенских квартетов.

Оркестровая сфера

Следует отметить, что гораздо более плодотворным было взаимодействие фортепиано с оркестровой сферой. Б. Бородин выделяет два направления, по которым оно развивалось. Во-первых, он отмечает, что фортепиано выполняло и выполняет прикладную функцию, практическую функцию: клавиры являются компактным и доступным средством распространения и изучения симфонических произведений. Во-вторых, некоторая нейтральность тембра фортепиано, его диапазон, динамический потенциал, богатство приемов звукоизвлечения предопределили его способность создавать иллюзию иного инструментального происхождения. Эта "артистичность" инструмента, пишет Бородин, базируется на развитом и тонко дифференцированном ассоциативно-тембровом мышлении, имеющим интонационную и инструментальную природу (см.: [2, с. 161]).

С точки зрения Б. Бородина, многие композиторы-пианисты (Лист, Брамс, Скрябин) шли к симфоническому творчеству, перерастая рамки своего инструмента. Поэтому их фортепианный и оркестровый стили имеют точки соприкосновения. Первым образцом "фортепианной партитуры" была листовская транскрипция "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833 г.). Создавая обработки симфоний Бетховена, Лист ставил своей целью "перенести на фортепиано не только грандиозные контуры Бетховенского сочинения, но и все те тонкости и более мелкие черты, которые так значительны в создании законченности всего целого" [Цит. по: 19, с .207]. В своих фортепианных партитурах Ф. Лист старался максимально приблизиться к оркестровому звучанию, замечает Б. Бородин, адаптировать именно его, а не только нотный текст, к возможностям рояля. Поэтому в транскрипциях бетховенских симфоний постоянно встречаются сокращенные обозначения оркестровки, а сам нотный текст записывается на двух, трех и четырех строчках по партитурному принципу, частично сохраняя разделение на оркестровые группы, свойственное оригиналу.

Пример. Л. Бетховен. Симфония № 3, 2-я часть (транскрипция Ф. Листа)

Б. Бородин пишет, что с "фортепианных партитур" Листа утверждается традиция обозначения оркестрового прообраза, который должен служить ориентиром для звуковой фантазии исполнителя:, quasi cello, quasi trombone, quasi timpani и т. д. Известно, что звуковая мощь оркестра превосходит динамические ресурсы фортепиано. Поэтому часто применяются текстовые дополнения, призванные как-то компенсировать недостаток естественных сил инструмента, тембральных и динамических. Так Лист, в транскрипции к увертюре к "Тангейзеру", применяет тремоло и проносящиеся через всю клавиатуру пассажи, которые отсутствуют у Вагнера.

Происходит постепенное сращивание заимствованных оркестровых приемов со специфически фортепианными. Двойной штрих струнных часто используется в динамических нарастаниях. В транскрипциях, пытающихся сохранить масштабность оркестрового звучания, имитируется с помощью мартеллатного попеременного чередования рук, придающего, в случае необходимости, максимально достижимый на фортепиано уровень динамики. Например, в транскрипции К. Таузига "Прелюдов" Листа, Вагнер-Брассен "Полет валькирий".

Оркестровые произведения весьма привлекают транскрипторов. Лист создал транскрипции из "Золота Рейна" Р. Вагнера; С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский делали переложения оркестровых сочинений; М. Плетнев переложил номера из балета "Щелкунчик" Чайковского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Gin Blossoms
Gin Blossoms Основатели "Gin blossoms" Билл Лин и Дуг Хопкинс учились вместе в одной из школ Темпа, аризонского городка. Через несколько лет после окончания учебы они сколотили свою первую банду, "Moral Majority". Потом были еще несколько групп, но все они распадались из-за внут ...

Характеристика частей цикла
Все крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5] Не является исключением и Трио-квинтет – это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около 30 мин.). Семь часте ...

О вопросах звуковысотного интонирования
В 19 веке, с появлением работы Гельмгольца «Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologiche Grundlage fur die Theorie der Music, Braunschweig, 1863[1]» было положено начало новому научному разделу в музыкальной теории – музыкальной психофизиологии. В последовавшей волне исследований, в этой обл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru