Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Информация » Жанр транскрипции в фортепианной музыке (на примере транскрипции 10 пьес из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта") » Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений

Страница 6

Исследуя оркестровые транскрипции, Б. Бородин замечает, что при передаче звуков иной инструментальной природы обычно подчеркиваются наиболее узнаваемые черты, по которым, в основном, и происходит идентификация. Раньше и прочнее утвердились, он пишет, приемы имитации тех инструментов, которые обладали ярко выраженными индивидуальными признаками тембра, диапазона, характерной интерваликой ("золотой" ход валторн), специфическими приемами игры, влиявшими на параметры звука и т. д. Для трубы — это типичные фанфарные интонации; для волынки — гудящие "пустые" квинты бурдонного баса; для флейты — высокая тесситура и характерная подвижность мелодических линий; для барабана — ритмические формулы, освобожденные от звуковой стороны. Культура оркестрового тремоло применительно к фортепиано существует в двух основных вариантах: (1) грозное тремоло литавр, (2) взволнованное тремоло струнных. Контраст регистров нередко связывается с противопоставлением оркестровых тембров.

Б. Бородин считает, что расцвету оркестровой трактовки фортепиано в эпоху романтизма способствовало развитие исполнительства и одновременное совершенствование инструмента. Причем важно подчеркнуть, что звуковым идеалом здесь является не камерный, а большой симфонический оркестр, во всех его индивидуальных стилистических разновидностях.

Авторы транскрипций симфонических произведений стремятся найти эквиваленты оркестровых звучаний (применяется конверсия). Конверсия характеризуется тем, что все технические и звуковые возможности рояля словно уподобляются инструментам оркестра и, при воссоздании определенных эффектов оркестровой звучности, применяются сходным образом в различных композиторских стилях. При всех технических достижениях и усовершенствованиях передача на фортепиано оркестровых тембров является художественной иллюзией, требующей воображения, как от исполнителя, так и от слушателя. Эта иллюзия тем реальнее, замечает Б. Бородин, чем ближе к фортепиано, по техническим или звуковым параметрам имитируемый инструмент. Например, арфа, как дальний родственник фортепиано, воспроизводится достаточно достоверно при сочетании квазищипкового звукоизвлечения и легкой поддержки педали. Инструменты, далекие от фортепиано по принципу звукоизвлечения, воспроизводятся условно. В рамках одного стиля при интонационном сходстве тематизма оркестровые тембры словно "проецируются" из симфонических произведений в фортепианные. В фортепианной сфере вырабатываются особые приемы, связанные с иллюзией тембра конкретного инструмента. Например, тембр "трубы", предполагает активную, ритмически определенную атаку звука, часто сопряженную со специфическим аппликатурным решением.

Исследуя оркестровые транскрипции, Б. Б. Бородин выделяет средства фортепианной инструментовки: (1) регистры рояля и их соотношение, (2) колористические возможности педали, (3) распределение фактуры между партиями обеих рук, (4) динамика, (5) аппликатура, (6) штрихи и артикуляция. Все эти средства взаимосвязаны и их ассоциативный потенциал многократно возрастет при применении характерных для того или иного инструмента ритмоинтонационных комплексов. По аналогии с реальным, воображаемый оркестр, заключенный в фортепиано, имеет отчетливое разделение на группы (струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные), что проявляется в реальной многослойности фактуры. От уровня сложности изначальной партитуры, от ее динамического масштаба и многообразия использованных тембров будет зависеть транскрипция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация о музыке:

"Музыкальное приношение" Баха
2000 год - год Иоганна Себастиана Баха Так ЮНЕСКО решило отметить 250-летие со дня смерти великого композитора. Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы ...

Лень
Итальянец, хваткий провинциал, с 16 лет активно работавший в имперской столице Вене, он служил капельмейстером в Итальянском департаменте Венской оперы, не отказывался ни от каких спектаклей - и пользовался среди певцов репутацией "удобной подставки под голос": всегда ждал, никогда не заб ...

Black sabbath
Black sabbath Члены группы Терри "Гизер" Батлер (р. 17 июля 1949, Бирмингем, Англия; бас), Тони Айомми (Энтони Фрэнк Айомми, р. 19 февраля 1948, Бирмингем, Англия; гитара), Билл Уорд (р. 5 мая 1948, Бирмингем, Англия; ударные) и Оззи Осборн (Джон Осборн, р. 3 декабря 1948, Бирмингем, Англ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru