Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера

Информация » Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера

Страница 2

Образ постепенно раскрывается в I части, состоящей из 3-х предложений. Диссонантная тональность помогает создать зыбкий, невесомый образ. Функциональные тяготения сглажены, ладотональность затушевана, сохранен лишь основной тональный центр. На протяжении почти всей пьесы отсутствуют глубокие басы, что дает эффект воздушного звучания. Гармоническая вертикаль полифонизированна. Тритоновая интонация является основным формообразующим элементом, пронизывает музыкальную ткань по горизонтали и вертикали. Многозвучная аккордика терцового и нетерцового строения, цепочки септаккордов без разрешений дают напряженность, зыбкость. Септаккорды с прилегающими секстами и квартами без разрешений создают своеобразные "звуковые пятна", звучания с размытыми гранями, характерные для символистов и импрессионистов.

II часть вносит оттеняющий контраст. Выделяется нисходящий 2-х тактовый мотив, который непрерывно повторяется на протяжении всего периода в вариантном преобразовании: фактурном, регистровом, гармоническом. Принцип вариантного преобразования дает раскрытие разных граней, нюансов, светотеней.

III часть – тематическая реприза, так как возвращается тематический материал первой части, но на другой высоте. Реприза сокращена до 2-х предложений. Во втором предложении происходит тихая необычная кульминация на p.

На протяжении почти всей пьесы отсутствуют глубокие басы, фактура полифоническая, довольно прозрачная. Все движение подчинено линеарности. Онеггер насыщает диатонику утонченной хроматикой, в результате чего образуется полная хроматическая система. Все средства помогают создать прозрачный, зыбкий, невесомый образ. В такой коллористичности гармоний, прихотливости и изысканности мелодики, прозрачности фактуры можно заметить традиции Дебюсси.

Следующая пьеса цикла в образном отношении близка пьесе №1 и необычна с точки зрения формообразования: а + а1 + b + a2 + b1 + a3. Эта пьеса имеет черты строфичности, трехчастности и рондальности. Жанровая основа пьесы – песня. В связи с этим Онеггер переносит некоторые черты формообразования вокальной музыки в инструментальную миниатюру. Необходимо отметить, что черты строфичности связаны с жанровой основой пьесы – песни с запевом и припевом. В то же время можно заметить черты трехчастной формы, где а + а1 – Iчасть, следующие 4 такта b – средний раздел, а2 + b1 – варьированная реприза, а3 – Кода. Также присутствуют черты рондальности.

Начальная мелодическая фраза варьируется, создавая различные грани хрупкого, легкого, воздушного образа. Напевная мелодия сочетает в себе диатонику и хроматику, звучит изысканно и прихотливо. Утонченной хроматикой насыщены и средние голоса. Взаимодействие планов происходит на основе комплиментарной ритмики. Аккомпанемент представляет собой гармонические фигурации с элементами подголосочности. Глубокие басы отсутствуют, делая музыку парящей, воздушной. Хроматика вносит оттенок хрустальный, хрупкий, неоднозначный.

В подобном же лирическом ключе звучит пьеса №5, посвященная Рене Мораксу. Эта пьеса также имеет песенные истоки и черты строфичности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Музыка барокко
Музыка барокко Барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации… Му ...

Какая концепция музыкального образования нужна сегодня массовой школе?
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека. – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фун ...

Батальная музыка в России
Батальная музыка в России Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, В ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru