Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера

Информация » Некоторые оссобенности формообразованияи ладогармонического языка в цикле "Романская тетрадь" Артура Онеггера

Страница 1

"Музыка – это искусство, которое

доходит до сердца через мысль и

возбуждает мысль через сердце."

Артур Онеггер

Среди композиторов, начавших свою творческую деятельность в "Шестерке", Онеггер получил особенно широкое признание. Ему была присуща независимомть эстетических позиций. Онеггер сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее воздействие на эмоциональную сторону души человека.

Огромное влияние на формирование творческой личности Онеггера оказали композиторы классики, романтики – Р. Вагнер, Р. Штраус, М. Регер. Швейцарские корни (родители Онеггера – уроженцы Цюриха) определили воздействие на него австро-немецкой музыки. Но не стоит забывать, что как композитор Онеггер сформировался во Франции, в период "расцвета дебюссизма": "Форе и Дебюсси оказались для меня весьма полезным противовесом по отношению к классикам и Вагнеру" (7, с.123) – пишет он позднее. В его произведениях происходит борьба двух творческих культур, что, по выражению Асафьева, "вызывает в его музыке нервное напряжение и постоянное обостренное стремление к синтезу крайностей" (2, с.136). Задача композитора передать через музыку чувства и эмоции. Как пишет сам Онеггер: "Музыкальное выражение – это выражение духовной сущности человека" (8, с.274).

Произведения, написанные Онеггером различны по содержанию, характеру, образам, жанрам. Среди них есть оратории и кантаты, музыкально-драматические и вокальные произведения. Много внимания Онеггер уделял камерно-инструментальной музыке. Интересны его фортепианные произведения 20-х годов. Это главным образом сюиты из небольших характерных пьес. В этом плане Онеггер возрождал практику барокко и классицизма, используя некоторые формы и приемы прошлых эпох. При этом фортепианный стиль композитора абсолютно самостоятелен. В этом отношении характерны Токката и вариации (1916), 7 пьес (1920), "Романская тетрадь" (1923). Их образы различны: лирические, скерцозные, фантастические. Они воплощаются в самых разнообразных формах: двух-, трехчастной и свободной рапсодичной. Основное место занимают миниатюры, хотя встречаются и циклические формы. Одним из таких циклов является "Романская тетрадь" (или "Швейцарская тетрадь").

Цикл написан в 1923 году. Состоит из пяти пьес, каждая из которых посвящена друзьям композитора, швейцарцам по происхождению. Именно по этому во многих литературных источниках о композиторе цикл называют "Швейцарской тетрадью". Это, своего рода, дань уважения родной стране и добрым друзьям. [1]

Пьесы расположены по принципу контраста. Каждая из них по-своему привлекательна и имеет свои неповторимые черты.

Первая пьеса цикла посвящена Алисе Экофей. Образ, созданный в этой пьесе можно отнести к сфере легких нереальных сновидений. Образ воплощается в простой трехчастной форме, что помогает рассмотреть его с разных сторон. В пьесе заметны черты менуэта: размер, плавное неторопливое движение мелодии, медленный темп, четкий метр, ровный ритм. Сфера танца традиционна для французской музыки. Можно также увидеть традиции французских клависинистов в особой прозрачности и утонченности музыки.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Опера Мориса Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole)
Опера Мориса Равеля "Испанский час" (L'heure espagnole) Опера в одном действии; либретто М. Франк-Ноэна. Первая постановка: Париж, 19 мая 1911 года. Главные действующие лица: Торквемада, часовщик (тенор), Концепция, его жена (сопрано), Рамиро, погонщик мулов (баритон), Гонзальв, бакалав ...

Скрипичная соната Франка ля мажор
В музыке шедевра счастливо сошлись два обстоятельства: благочестие композитора, всю жизнь служившего органистом церкви, и стремление выразить в звуках таинство возвышенной христианской семейной любви (соната сочинена в качестве свадебного подарка скрипачу Э.Изаи). Редкостной красоты заглавная тем ...

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru