"Музыка – это искусство, которое
доходит до сердца через мысль и
возбуждает мысль через сердце."
Артур Онеггер
Среди композиторов, начавших свою творческую деятельность в "Шестерке", Онеггер получил особенно широкое признание. Ему была присуща независимомть эстетических позиций. Онеггер сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее воздействие на эмоциональную сторону души человека.
Огромное влияние на формирование творческой личности Онеггера оказали композиторы классики, романтики – Р. Вагнер, Р. Штраус, М. Регер. Швейцарские корни (родители Онеггера – уроженцы Цюриха) определили воздействие на него австро-немецкой музыки. Но не стоит забывать, что как композитор Онеггер сформировался во Франции, в период "расцвета дебюссизма": "Форе и Дебюсси оказались для меня весьма полезным противовесом по отношению к классикам и Вагнеру" (7, с.123) – пишет он позднее. В его произведениях происходит борьба двух творческих культур, что, по выражению Асафьева, "вызывает в его музыке нервное напряжение и постоянное обостренное стремление к синтезу крайностей" (2, с.136). Задача композитора передать через музыку чувства и эмоции. Как пишет сам Онеггер: "Музыкальное выражение – это выражение духовной сущности человека" (8, с.274).
Произведения, написанные Онеггером различны по содержанию, характеру, образам, жанрам. Среди них есть оратории и кантаты, музыкально-драматические и вокальные произведения. Много внимания Онеггер уделял камерно-инструментальной музыке. Интересны его фортепианные произведения 20-х годов. Это главным образом сюиты из небольших характерных пьес. В этом плане Онеггер возрождал практику барокко и классицизма, используя некоторые формы и приемы прошлых эпох. При этом фортепианный стиль композитора абсолютно самостоятелен. В этом отношении характерны Токката и вариации (1916), 7 пьес (1920), "Романская тетрадь" (1923). Их образы различны: лирические, скерцозные, фантастические. Они воплощаются в самых разнообразных формах: двух-, трехчастной и свободной рапсодичной. Основное место занимают миниатюры, хотя встречаются и циклические формы. Одним из таких циклов является "Романская тетрадь" (или "Швейцарская тетрадь").
Цикл написан в 1923 году. Состоит из пяти пьес, каждая из которых посвящена друзьям композитора, швейцарцам по происхождению. Именно по этому во многих литературных источниках о композиторе цикл называют "Швейцарской тетрадью". Это, своего рода, дань уважения родной стране и добрым друзьям. [1]
Пьесы расположены по принципу контраста. Каждая из них по-своему привлекательна и имеет свои неповторимые черты.
Первая пьеса цикла посвящена Алисе Экофей. Образ, созданный в этой пьесе можно отнести к сфере легких нереальных сновидений. Образ воплощается в простой трехчастной форме, что помогает рассмотреть его с разных сторон. В пьесе заметны черты менуэта: размер, плавное неторопливое движение мелодии, медленный темп, четкий метр, ровный ритм. Сфера танца традиционна для французской музыки. Можно также увидеть традиции французских клависинистов в особой прозрачности и утонченности музыки.
Информация о музыке:
Вокально-хоровой анализ
Тип хора : смешанный.
Вид хора : четырехголосный.(S, А, Т, B)
...
Вторая неделя Великого поста
(св.Григория Паламы)
Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает св.Григория Паламу - архиепископа Фессалоникского, проповедника православного аскетического учения о Фаворском свете. Это мистическое учение под названием исихазм (покой, молчание) зародилось в среде греческого монашеств ...
"Музыкальное приношение" Баха
2000 год - год Иоганна Себастиана Баха
Так ЮНЕСКО решило отметить 250-летие со дня смерти великого композитора. Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые м ...