К контрастной образной сфере, серцозно-токкатной, относятся пьесы №3 и №5. Пьеса №3, посвященная Микетт Вагнер-Рейдер, как и пьеса №1, относится к сфере танца. Только танцевальность здесь нарушается за счет шести тактового построения предложений. Несмотря на диссонантную тонику, в этой пьесе четко оформлены кадансы, что связано с танцевальным началом. Пьеса звучит бодро и динамично, но ритмические перебивы, оттенки p и pp делают музыку странной и причудливой.
Наиболее яркой пьесой цикла является пьеса №4, посвященная Полю Бепплю. Она относится к сфере фантастики, создает сказочный образ, мистический, но не пугающий, а причудливый, "капризно скерцозный". Также в этой пьесе присутствуют черты марша, что придает резкость, жесткость. Образ воплощен в простой трехчастной форме, где а + b + a1 – Iчасть, c – IIчасть, b1 + a2 – IIIчасть. В пьесе отсутствует мелодическая линия. Главным формообразующим и тематическим элементом становятся два мотива со следующими ритмоформулами: и первый мотив, колючий и стремительный, сразу задает характер всему произведению. Мотив изложен одновременно в двух тональностях по звукам трезвучий на f, что дает диссонантность, неоднозначность, агрессию. Битональная организация сохраняется на протяжении всей пьесы. Второй шестизвучный мотив, завершающий первое предложение, складывается в рельефную, изломанную линию, звучит на staccato, с постепенным динамическим спадом, очень настороженно и резко. Непрерывные регистровые метания, контрастная динамика (f и сразу p), штрихи, рваный ритм, синкопы помогают создать образ, ощущение действия и противостояния. Средний раздел вносит минимальный оттеняющий контраст, только в динамическом и ритмическом плане, но интонационная основа сохраняется. Происходит ритмическое варьирование первого мотива. IIIчасть – тематическая зеркальная реприза. Последнее предложение репризы одновременно выполняет роль заключения, в котором два главных мотива объединяются. Происходит динамическое затухание, а мотивы переносятся в гудящие басы нижнего регистра.
Безусловно в этой пьесе ощущается влияние музыки Игоря Стравинского, особенно его балета "Весны священной". Стравинский огромное значение уделял ритмической организации музыки. Онеггер перенял идею ритмического замысла произведения для воплощения образа.
Музыке Онеггера свойственно полное выражение чувства, "синтез крайностей", почтительное уважение к традиционным формам и нежелание расстаться с обусловленными ими схемами ради полной свободы выражения. В ладогармоническом отношении в произведениях он опирается на полную хроматическую систему, что дает больше возможностей при воплощении образов. Онеггер также уверен, что "единство музыкальной пьесе придает не тональный план, а совокупность и согласованность мелодики и ритмики – средств, значительно сильнее влияющих на восприятие музыки, чем соотношение тональностей" (8, с.278). В своей книге "Я - композитор" Онеггер дает замечательное наставление молодым композиторам и музыкантам. Мне бы хотелось привести эту цитату в заключение работы: "если ваши произведения доставят радость вашим друзьям и современникам, этого должно быть для вас совершенно достаточно, чтобы вы почувствовали себя вознагражденными за все и испытали чувство глубокого удовлетворения. Это единственная привилегия, которую никто не в силах отнять у творцов" (7, с.149).
Информация о музыке:
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Опера Пьетро Масканьи "Сельская честь" (Cavalleria Rusticana)
Мелодрама в одном действии; либретто Дж. Тарджони-Тоццетти и Г. Менаши по одноименной новелле Дж. Верги.
Первая постановка: Рим, театр "Костанци", 17 мая 1890 года.
Действующие лица: Сантуцца (сопрано), Лола (меццо ...
История возникновения алкоголя и его
распространение в мире
С точки зрения химии алкоголь представляет собой этиловый спирт (этанол) – бесцветную жидкость с температурой кипения 78,3°С (при нормальном давлении) и плотностью, которая делает его приблизительно на 20 процентов легче воды. Физические свойства – малый молекулярный вес и хорошая растворимость в ...
Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей
участников эстрадного коллектива
Психолого-педагогические основы формирования музыкально – творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов освещены в философских, социально-психологических и педагогических теориях, послуживших основой развития эстрадного исполнительства.
Б.М. Теплов выделил три признака,
к ...