К контрастной образной сфере, серцозно-токкатной, относятся пьесы №3 и №5. Пьеса №3, посвященная Микетт Вагнер-Рейдер, как и пьеса №1, относится к сфере танца. Только танцевальность здесь нарушается за счет шести тактового построения предложений. Несмотря на диссонантную тонику, в этой пьесе четко оформлены кадансы, что связано с танцевальным началом. Пьеса звучит бодро и динамично, но ритмические перебивы, оттенки p и pp делают музыку странной и причудливой.
Наиболее яркой пьесой цикла является пьеса №4, посвященная Полю Бепплю. Она относится к сфере фантастики, создает сказочный образ, мистический, но не пугающий, а причудливый, "капризно скерцозный". Также в этой пьесе присутствуют черты марша, что придает резкость, жесткость. Образ воплощен в простой трехчастной форме, где а + b + a1 – Iчасть, c – IIчасть, b1 + a2 – IIIчасть. В пьесе отсутствует мелодическая линия. Главным формообразующим и тематическим элементом становятся два мотива со следующими ритмоформулами: и первый мотив, колючий и стремительный, сразу задает характер всему произведению. Мотив изложен одновременно в двух тональностях по звукам трезвучий на f, что дает диссонантность, неоднозначность, агрессию. Битональная организация сохраняется на протяжении всей пьесы. Второй шестизвучный мотив, завершающий первое предложение, складывается в рельефную, изломанную линию, звучит на staccato, с постепенным динамическим спадом, очень настороженно и резко. Непрерывные регистровые метания, контрастная динамика (f и сразу p), штрихи, рваный ритм, синкопы помогают создать образ, ощущение действия и противостояния. Средний раздел вносит минимальный оттеняющий контраст, только в динамическом и ритмическом плане, но интонационная основа сохраняется. Происходит ритмическое варьирование первого мотива. IIIчасть – тематическая зеркальная реприза. Последнее предложение репризы одновременно выполняет роль заключения, в котором два главных мотива объединяются. Происходит динамическое затухание, а мотивы переносятся в гудящие басы нижнего регистра.
Безусловно в этой пьесе ощущается влияние музыки Игоря Стравинского, особенно его балета "Весны священной". Стравинский огромное значение уделял ритмической организации музыки. Онеггер перенял идею ритмического замысла произведения для воплощения образа.
Музыке Онеггера свойственно полное выражение чувства, "синтез крайностей", почтительное уважение к традиционным формам и нежелание расстаться с обусловленными ими схемами ради полной свободы выражения. В ладогармоническом отношении в произведениях он опирается на полную хроматическую систему, что дает больше возможностей при воплощении образов. Онеггер также уверен, что "единство музыкальной пьесе придает не тональный план, а совокупность и согласованность мелодики и ритмики – средств, значительно сильнее влияющих на восприятие музыки, чем соотношение тональностей" (8, с.278). В своей книге "Я - композитор" Онеггер дает замечательное наставление молодым композиторам и музыкантам. Мне бы хотелось привести эту цитату в заключение работы: "если ваши произведения доставят радость вашим друзьям и современникам, этого должно быть для вас совершенно достаточно, чтобы вы почувствовали себя вознагражденными за все и испытали чувство глубокого удовлетворения. Это единственная привилегия, которую никто не в силах отнять у творцов" (7, с.149).
Информация о музыке:
Colosseum
Coroner
Эта металлическая формация из швейцарского Цюриха была основана в середине 80-х. В первоначальный состав вошли гитаристы Томми Ти Барон (Томми Веттерли) и Оливер Амберг, басист Рон Ройс (Рон Бродер) и барабанщик Маркиз Марки (Маркус Эдельманн). Вокалиста у группы не было, и поэтому в запис ...
Рихард Вагнер (Wagner)
Рихард Вагнер (Wagner) (22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция) Г. Маркези
В шесть месяцев теряет отца, который умер от тифа вскоре после знаменитой битвы Наполеона. Мать вторично выходит замуж за актёра и художника Г. Х. Гейера, умершего в 1821 году. Рихард посещает средние учебные заведен ...
Творческий путь
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник н ...