Авторское музыкальное самодеятельное творчество - это создание и исполнение музыкальных произведений автором на самодеятельных началах. По традиции, сложившейся в нашей стране, АМСТ чаще всего понимается как сочинение, прежде всего песен (т. е. стихотворного текста, положенного на музыку), и исполнение их под гитару (6 или 7-струнную). Конечно, существуют музыкальные произведения самодеятельных авторов без текста, исполняемые на различных инструментах, но это скорее исключение, чем правило.
АМСТ - явление общемировое, и зародилось оно несколько тысячелетий тому назад. Точной даты и точного места его появления ни сегодня, ни, по-видимому, в дальнейшем, никто не сможет назвать. Для истории явно известный факт – большая редкость. И было бы неверным пытаться приписать создание первых образцов АМСТ конкретному человеку, и очевидно, что это явление именно общемировое, а не исключительно отечественное. В разных странах у разных народов АМСТ возникло в разное время и приобрело многообразные формы. Но для изучения нам более интересно, понятно и близко прежде всего отечественное АМСТ в связи с его повсеместно широким распространением в нашей стране во второй половине ХХ века (так называемая авторская или бардовская песня), огромным влиянием, которое оно оказало на отечественную культуру.
Многим представляется, что на Руси авторское музыкальное творчество не существовало, а бытовал лишь фольклор (т. е. безличное коллективное творчество, передававшееся устно), но это не так. Далее мы приводим некоторые даты, сохранившиеся в народной памяти, как вехи развития АМСТ, но признаем, что это лишь малая часть того, что было: в 1157 г. в Киеве был создан песенник, где под строками кириллицы располагались нотные знаки; 1187 г. - дата создания «Слова о полку Игореве», которое проговаривалось тоже в ритмически-напевном стиле.
Очень часто у произведений, созданных в древней Руси, автор неизвестен. Это объясняется следующим. Во-первых, возможно, что информация об авторстве утрачена, во-вторых, произведения АМСТ почти всегда предавались изустно, а значит, имело место коллективное творчество, и, в-третьих, не было принято подписывать произведения в силу практической бесполезности, а иногда даже и вреда (подобные действия преследовались церковью). Неверным является предположение: если мы не можем назвать имя автора, значит, его нет. Несомненно, многие авторы нам не известны. Но есть и такие, имена которых дошли до нас. Это самодеятельный автор XVI века (прославившийся, правда, в иных видах деятельности) Иван Васильевич Грозный (IV). На стихираре его написано: «Творения Царя Иоанна, деспота Московского». Его вокальные произведения в свое время исполнялись в Успенском соборе Кремля при большом стечении народа. Позднее, в XVIII веке, знаменитый философ Григорий Сковорода сочинил много замечательных песен (стихи и музыку). Его произведения имели еще при жизни автора (что, заметим, для того времени редкость) большую популярность, а после еще долго исполнялись в народе. В течение XIX века они включались в песенники различного рода, как народные. Но вот при жизни Григорий не увидел ни одной напечатанной строки своих произведений. Сравнивая безличностные конструкции фольклора и индивидуальное самодеятельное творчество прошлого, мы не можем провести их четкое разделение. И стиль, и темы произведений, и их подача были столь похожи, что особого значения авторство в те времена не имело.
Рост городов, появление большого числа рабочих и служащих, повышение общего уровня образования повлияли на изменение структуры населения, а значит, потребовали создания новой народной культуры, отличной от деревенской. Одной из форм этой культуры стало возникновение в XIX веке жанра городского романса - непосредственного предшественника современной авторской песни.
Информация о музыке:
Ценностное пространство западной рок-музыки
Платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля, опиралась на понятие абсолютной ценности для человека Единого Блага, тождественного Бытию, Добру и Красоте. Идеалистичность этого подхода очевидна не только с точки зрения поиска первичности материи и духа, но и по общей логике смыслов связей основн ...
Общие условия образования и место уроков музыки в нем в XIX
веке
Первая половина
XIX
века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества, годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны, активно развивались просветите ...
Творческий путь
Глинка – создатель русской музыкальной классики. Его музыка вывела русскую школу на мировой уровень по художественному совершенству и профессиональному мастерству. Он по-новому решил проблему национального в музыке. Он очень хорошо чувствовал национальный русский характер и выразил в музыке русски ...