Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Информация » Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Страница 3

3. «Я недаром печальной слыву».

Как ты можешь смотреть на Неву,

Как ты смеешь всходить на мосты?

Я недаром печальной слыву

С той поры, как привиделся ты.

Черных ангелов крылья остры,

Скоро будет последний суд,

И малиновые костры,

Словно розы, в снегу цветут.

У Ахматовой это стихотворение не носит названия. Слонимский же берёт третью строчку для названия, единственную (в первом четверостишии), где есть местоимение «я» (в трёх других строчках – «ты»), подчёркивая тем самым остроту страдания главной героини. В этом цельном восьмистишии преобладают глаголы, причём неопределённые, что создаёт напряжение, передаёт состояние неясности. В качестве символа смерти, причём усиленного, здесь выступает словосочетание «чёрные ангелы». Стихотворный размер – анапест (единственный трёхстопный за весь цикл). Но в конце трёх последних строчек можно наблюдать «эффект паузы» перед последним словом (формально, здесь двухстопность). Так выделяются слова: «суд», «костры», «цветут».

Музыкальные акценты, расставленные Слонимским, помогают лучше ощутить всю суть этого напряжения и переживания. Романс написан в двухчастной контрастной форме. Логика развития музыкальной ткани чётко совпадает с текстом. В первой части композитор выделяет третью строчку индивидуальным зачином (три другие начинаются одинаково). Во второй части повторность мелодической линии осуществляется попарно. Кульминация приходится на третью строчку, на слова «и малиновые костры». Во всём восьмистишии эта кульминационная строчка является предпоследней. Таким образом, оттягивается ожидаемая кульминация, которая могла бы осуществиться в точке золотого сечения. Весьма существенное противоречие заложено и в словах, на которых Слонимский делает кульминацию. Слова «малиновые» и «костры» здесь семантически противоположны.

Эту кульминацию можно считать первой кульминацией цикла, что нарушает общее равновесие, так как положение этого романса значительно раньше общей точки золотого сечения как предполагаемой кульминации.

4. «Я с тобой не стану пить вино».

Я с тобой не стану пить вино,

Оттого что ты мальчишка озорной.

Знаю я - у вас заведено

С кем попало целоваться под луной.

А у нас - тишь да гладь,

Божья благодать.

А у нас - светлых глаз

Нет приказу поднимать.

Это стихотворение так же названо Слонимским по первой строчке, как и во втором романсе. Эти 2 романса составляют контрастную вторую линию цикла, где представлены ситуации бытовые, простонародные, а сами романсы – частушечного характера.

Это восьмистишие имеет ярко-выраженное деление пополам, где вторая половина по своему стихосложению представляет собой самостоятельную поговорку. В первой части через «озорного мальчишку» представлены образы разгульной простоты, с подчёркнутым «а у вас». Поговорка же начинается со слов «а у нас». Здесь представлены образы сельской жизни. Отмеченные контрасты и противопоставления подчёркнуты и в музыке: скерцозность в первой части, песенность и певучесть во второй. Но в этом противопоставлении Слонимский не отдаёт предпочтение ни одной из крайностей – он иронизирует над обеими. Это проявляется в том, как удачно вписывается скерцозность из первой части в «тишь да гладь» второй. Таков замысел, вероятно, был и у Ахматовой, так как подобного рода «частушечность» не столь характерна для её творчества. Тем не менее, поливалентность этого романса и является связующим звеном в данном цикле. А простонародный характер здесь дан для того, чтоб снять напряжение после столь сильной кульминации в предыдущем романсе.

5. «Твой белый дом и тихий сад оставлю».

Твой белый дом и тихий сад оставлю.

Да будет жизнь пустынна и светла.

Тебя, тебя в моих стихах прославлю,

Как женщина прославить не могла.

И ты подругу помнишь дорогую

В тобою созданном для глаз её раю,

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях
Знаменный распев и проблемы его исполнения в современных условиях Печенкин Г. Б. В настоящее время под "знаменным пением" или "распевом" обычно подразумевают одноголосное ("унисонное") церковное пение, опыты исполнения которого теперь нередко можно услышать как на бо ...

Цикличность историко-стилевого процесса
Изложенное здесь понимание историко-стилевых процессов в музыке связано с некоторыми элементами теории интонации Б.В.Асафьева, в частности с идеей «интонационного словаря». Различие коренится в том, что Асафьев, насколько можно судить об этом по известному рассуждению в книге «Музыкальная форма ка ...

Drowning Pool
Drowning Pool Друзья Майк Люк (ударные) и Си Джей Пирс (гитара) частенько джемовали вместе в своем родном Новом Орлеане. Обоих привлекала рок-музыка, однако Новый Орлеан более известен своими джазовыми и блюзовыми корнями, поэтому ребятам тяжело было найти себе там партнеров. Парни решили перебрат ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru