Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Информация » Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Страница 2

К этой последней и самой сильной кульминационной точке автор подходит постепенно. Предчувствие неразрешимого конфликта и неоднозначность, амбивалентность состояния проявляются уже в первом романсе.

Рассмотрим стихотворения А. Ахматовой в том порядке, в котором они представлены в цикле.

1.«О том, что сон мне пел».

Бывало, я с утра молчу,

О том, что сон мне пел.

Румяной розе и лучу,

И мне - один удел.

С покатых гор ползут снега,

А я белей, чем снег,

Но сладко снятся берега

Разливных мутных рек,

Еловой рощи свежий шум

Покойнее рассветных дум.

У Ахматовой это стихотворение называется «Песенка». Этим названием она подчёркивает всю ироничность данной ситуации. Уже здесь мы сталкиваемся с несоответствием, в данном случае, названия стихотворения с его содержанием и, в последующем, музыкальном воплощением Слонимским. На трагизм сюжета указывают и такие словосочетания, как «белый снег», «мутных рек». (Напомним, что белый цвет у Ахматовой является символом смерти). Время происхождения событий здесь ещё не чётко акцентируется (встречается и настоящее, и прошлое, но чаще – неопределённое). 10 строчек записаны единой строфой (4+4+2), что делает композицию этого стихотворения цельной. Это проявляется и в форме романса. Преобладание существительных и прилагательных, малое количество глаголов указывает на отсутствие динамического движения.

Начиная таким завершающим стихотворением, Слонимский выстраивает особую драматургию цикла – он начинает с обобщения, как бы с конца. В этом отражается приём рефлексии. Автор призывает к глубокому осмыслению происходящего. Можно считать, что не случайно он берёт стихотворение, написанное позже всех остальных в цикле. Относясь внимательно к первому романсу, Слонимский снимает название «Песенка», дабы не вводить слушателя в заблуждение. Романс же он называет не по первым словам стихотворения, как обычно принято, а использует для этого вторую строчку, единственную строчку, отражающую события прошлого времени, указывая на заключительный характер этого романса, что противоречит его расположению в цикле. В этом так же воплощается амбивалентность, которая проявляется и в музыкальном тексте. Это – хроматические интонации, параллелизмы, залигованные сильные доли, указывающие на жанр органума, «противоречащего» с современным музыкальным языком. Большой мажорный септаккорд в конце романса создаёт аллюзию к барочной пикардийской терции, к просветлённому, обнадёживающему завершению.

2. «Лучше б мне частушки задорно выкликать».

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть!

И, уйдя, обнявшись, на ночь за овсы,

Потерять бы ленту из тугой косы.

Лучше б мне ребеночка твоего качать,

А тебе полтинник в сутки выручать,

И ходить на кладбище в поминальный день,

Да смотреть на белую божию сирень.

Это стихотворение у Ахматовой без названия. Слонимский же называет свой романс по первой строчке стиха, как обычно принято. 8 строк поделены на 4 самостоятельные строфы, но между ними, тем не менее, есть определённые арки – вторая половина стиха как инвариант первой. Простота выражения, частушечность и незамысловатость отражены и в музыкальном воплощении стихотворения. В тексте – это повторение слов: «Лучше б мне…», «А тебе…», в музыке – остинатное повторение звуков, простота и определённость тональности, прозрачность фактуры, дублирование в партии фортепиано звучания голоса. В музыке отражена и общая двухчастность стихотворения, лишь последние строчки каждой части разнятся. Но если форма стихотворения мыслится открытой (к нему ещё можно дописать некоторое дополнение), то музыкальный текст не даёт такой открытости – здесь мы и находим амбивалентность, противоречия. Слонимский как бы «закрывает» форму романса, повторяя последнюю строчку стихотворения. Не странно, что именно эту строчку он решил повторить – в ней единственной один раз за всё стихотворение употребляется словосочетание «белая сирень» - символ смерти, который словно лейтмотив, проходит через весь цикл. Так же неоднозначность проявляется в самом стихотворном размере и в рифме. Здесь использован хорей, но в некоторый строчках в середине встречается 2 безударных слога, что как бы делит строчку пополам, в результате чего образуется чередование женской и мужской рифм – это иллюзия диалога, ведь в сущности здесь монолог. Монолог обречённого человека, всё ещё на что-то надеющегося. Также симметричность и равновесие формы нарушает самостоятельная тема вступления, которая повторяется в середине романса, но не перед вторым куплетом, а перед последней строчкой первого куплета, оттягивая её. Таким образом, акцентированные последние строчки куплетов создаёт сюжетную канву этого романса, одновременно являясь связующим звеном всего цикла.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru