К этой последней и самой сильной кульминационной точке автор подходит постепенно. Предчувствие неразрешимого конфликта и неоднозначность, амбивалентность состояния проявляются уже в первом романсе.
Рассмотрим стихотворения А. Ахматовой в том порядке, в котором они представлены в цикле.
1.«О том, что сон мне пел».
Бывало, я с утра молчу,
О том, что сон мне пел.
Румяной розе и лучу,
И мне - один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Но сладко снятся берега
Разливных мутных рек,
Еловой рощи свежий шум
Покойнее рассветных дум.
У Ахматовой это стихотворение называется «Песенка». Этим названием она подчёркивает всю ироничность данной ситуации. Уже здесь мы сталкиваемся с несоответствием, в данном случае, названия стихотворения с его содержанием и, в последующем, музыкальном воплощением Слонимским. На трагизм сюжета указывают и такие словосочетания, как «белый снег», «мутных рек». (Напомним, что белый цвет у Ахматовой является символом смерти). Время происхождения событий здесь ещё не чётко акцентируется (встречается и настоящее, и прошлое, но чаще – неопределённое). 10 строчек записаны единой строфой (4+4+2), что делает композицию этого стихотворения цельной. Это проявляется и в форме романса. Преобладание существительных и прилагательных, малое количество глаголов указывает на отсутствие динамического движения.
Начиная таким завершающим стихотворением, Слонимский выстраивает особую драматургию цикла – он начинает с обобщения, как бы с конца. В этом отражается приём рефлексии. Автор призывает к глубокому осмыслению происходящего. Можно считать, что не случайно он берёт стихотворение, написанное позже всех остальных в цикле. Относясь внимательно к первому романсу, Слонимский снимает название «Песенка», дабы не вводить слушателя в заблуждение. Романс же он называет не по первым словам стихотворения, как обычно принято, а использует для этого вторую строчку, единственную строчку, отражающую события прошлого времени, указывая на заключительный характер этого романса, что противоречит его расположению в цикле. В этом так же воплощается амбивалентность, которая проявляется и в музыкальном тексте. Это – хроматические интонации, параллелизмы, залигованные сильные доли, указывающие на жанр органума, «противоречащего» с современным музыкальным языком. Большой мажорный септаккорд в конце романса создаёт аллюзию к барочной пикардийской терции, к просветлённому, обнадёживающему завершению.
2. «Лучше б мне частушки задорно выкликать».
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть!
И, уйдя, обнявшись, на ночь за овсы,
Потерять бы ленту из тугой косы.
Лучше б мне ребеночка твоего качать,
А тебе полтинник в сутки выручать,
И ходить на кладбище в поминальный день,
Да смотреть на белую божию сирень.
Это стихотворение у Ахматовой без названия. Слонимский же называет свой романс по первой строчке стиха, как обычно принято. 8 строк поделены на 4 самостоятельные строфы, но между ними, тем не менее, есть определённые арки – вторая половина стиха как инвариант первой. Простота выражения, частушечность и незамысловатость отражены и в музыкальном воплощении стихотворения. В тексте – это повторение слов: «Лучше б мне…», «А тебе…», в музыке – остинатное повторение звуков, простота и определённость тональности, прозрачность фактуры, дублирование в партии фортепиано звучания голоса. В музыке отражена и общая двухчастность стихотворения, лишь последние строчки каждой части разнятся. Но если форма стихотворения мыслится открытой (к нему ещё можно дописать некоторое дополнение), то музыкальный текст не даёт такой открытости – здесь мы и находим амбивалентность, противоречия. Слонимский как бы «закрывает» форму романса, повторяя последнюю строчку стихотворения. Не странно, что именно эту строчку он решил повторить – в ней единственной один раз за всё стихотворение употребляется словосочетание «белая сирень» - символ смерти, который словно лейтмотив, проходит через весь цикл. Так же неоднозначность проявляется в самом стихотворном размере и в рифме. Здесь использован хорей, но в некоторый строчках в середине встречается 2 безударных слога, что как бы делит строчку пополам, в результате чего образуется чередование женской и мужской рифм – это иллюзия диалога, ведь в сущности здесь монолог. Монолог обречённого человека, всё ещё на что-то надеющегося. Также симметричность и равновесие формы нарушает самостоятельная тема вступления, которая повторяется в середине романса, но не перед вторым куплетом, а перед последней строчкой первого куплета, оттягивая её. Таким образом, акцентированные последние строчки куплетов создаёт сюжетную канву этого романса, одновременно являясь связующим звеном всего цикла.
Информация о музыке:
Развитие алкоголизма
При длительном приёме спиртных «напитков» развивается хронический алкоголизм, имеющий свою клиническую картину, которая варьируется по стадии алкоголизма, но с характерной для всех пьющих особенностью — они стремятся найти повод для выпивки, а если повода нет — пьют без оного.
Экспериментами и на ...
“Иван Сусанин”
1836 год. Первая русская народная музыкальная драма. Глинка обозначил жанр, как отечественная героико-трагическая опера. Это первая русская опера сплошного музыкального развития без разговорных диалогов. Впервые русский персонаж, крестьянин выступает не как бытовой, а как героический (не в пример ...
“Картинки с выставки”
1874год. Мусоргский был превосходным пианистом и создал новаторский фортепианный цикл, отличающийся яркой конкретностью, характеристичностью. Это сюита из контрастных пьес написана пол впечатлением посмертной выставки друга-художника Гартмана. У Гартмана – это были рисунки и акварели прикладного х ...