Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Информация » Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского

Страница 1

Композитор Сергей Слонимский впервые обращается к поэзии А. Ахматовой уже в зрелом возрасте. После тонкой психологической лирики хоровых циклов, он решает обратиться к простым житейским ситуациям, и поэтому к интонациям городского романса. Это единственный его камерно-вокальный цикл, который был написан в 1970 году. В качестве литературной основы взяты 6 стихотворений из ранних сборников поэтессы, вышедших в первой четверти 20 века: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Anno domini». Сам композитор не считает их циклом, но его друзья признавали его таковым. Из раннего творчества Слонимский выбрал стихотворения, пронизанные в той или иной степени одной темой – о несовместимости роли женщины-Поэта с образом простонародной женщины в семье. Наличие этого объединяющего смыслового элемента и создаёт единую драматургию цикла.

Анна Ахматова представляет акмеистское направление в русской поэзии начала 20 века. Стихотворения раннего периода воплощают лирические чувства – речь в них идёт о неразделённой любви. «Четки» – интимные переживания героини. «Белая стая» – ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической. Белый цвет у Ахматовой – символ смерти, но так же и символ любви, олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белый дом и тихий сад». Тема любви-смерти проходит через весь цикл. Анализируя творчество определённого периода, можно отметить следующие закономерности. Ахматова не рассказывает, а показывает, чёткими штрихами и оттенками. В передаче чувств и эмоций участвуют не только слова, но и метроритм, рифма, общая композиция стиха. Поэтому не редко встречаются у неё в словесном тексте «паузы», или же она классические четыре строчки превращает в 2, тем самым скрывая внутри женскую рифму, наличие которой раскрывает конфликт. В некоторых случаях поэтесса как бы отстраняется от действия и привлекает поговорку. Но все эти приёмы «работают» на одну тематику: о неразделённой любви, которая и порождает внутренний конфликт и амбивалентность образов, столь присущих Ахматовой.

Стихотворения (1911-1916 годов) Слонимский располагает в обратном хронологическом порядке, как бы углубляясь в прошлое, обращаясь к памяти, которая у Ахматовой соотносится с чувством любви, что является центральной темой её творчества.

В цикле композитор выстраивает свою «временную» драматургию. В первых двух романсах – прошлое и настоящее время. В третьем – предчувствие страшного будущего. В четвёртом и, особенно, а пятом мысль также направлена в будущее. В шестом – снова возвращение в настоящее и прошлое.

Трагичность и напряжённость третьего романса («Я недаром печальной слыву») подчёркивается употреблением цвета «чёрный» (единственный раз зав весь цикл) в то время, как в других романсах (в №№ 1, 2, 5) в качестве символа упоминания о смерти служит цвет белый.

Расположение такого напряжённого, кульминационного романса в середине (даже в первой половине) цикла весьма существенно нарушает общее равновесие. Этому также способствует не совсем симметричная арочность. От второго романса к четвёртому – одна арка, первый, третий, пятый – другая. Эту симметрию нарушает шестой романс.

В пятом романсе автор стремится восстановить равновесие, но в последнем снова существенно его нарушает. Три строфы четырёхстрофного стихотворения складываются в трёхчастность. Четвёртая повторяется дважды, но текст при повторении неоконченный. Из всего стихотворения Слонимский акцентирует наибольшее внимание на фразе «Душный хмель!», на которой и останавливается, потом повторяет её ещё 3 раза. Это окончание можно назвать второй кульминацией. Повторение фразы «Душный хмель!» подчёркивает безысходность ей обречённого страдания. Слово «хмель» распевается и достигает ноты си-бемоль второй октавы (самой высокой в партии сопрано во всём цикле) на f. Для последнего повторения (ff) автор пишет ноты, под которыми ставит крестики. Это указывает на значительную степень напряжения, на невозможность разрешения конфликта, на роковую неизбежность и прочее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Музыка как звучащая философия
Нам близка мысль, что "музыка - это философское откровение, а философия - это музыкальный энтузиазм". Связь музыки и философии, на наш взгляд, прежде всего обусловливается способностью музыки воплощать "неслиянную слиянность" мира и человека , т.е. то, что, по всей видимости, и ...

Антонин Дворжак
Антонин Дворжак (1841—1904) Чешский композитор, дирижёр, педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра (1862—73), в 1873—77 церковный органист в Праге. Выступал как дирижёр с исполнением соб ...

Опера Джузеппе Верди "Дон Карлос" (Don Carlos)
Опера Джузеппе Верди "Дон Карлос" (Don Carlos) Г. Маркези Опера в пяти действиях; либретто Ж. Мери и К. дю Локля по драме Ф.Шиллера "Дон Карлос, инфант Испанский". Первая постановка: Париж, "Гранд-Опера", 11 марта 1867 года. Четырёхактная редакция: французское либретто ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru