Гармонический язык Шумана в цикле «Карнавал»

Страница 1

гармония музыкальный шуман карнавал

Гармонический стиль Шумана, как и всех его музыкальных современников, прочно опирается на нормы, выработанные зрелым классицизмом. Вместе с тем этот стиль в большинстве произведений обладает свежестью, нередко заметной оригинальностью. Стимулы, под влиянием которых возникают оригинальные шумановские гармонии. Своеобразие гармонического языка Шумана часто связано с применением неаккордовых звуков одновременно с аккордовыми. Сам по себе этот прием отнюдь не являлся новым. Но у Шумана он сильнее подчеркнут, приобретает более самостоятельное значение, рождает качественно новые выразительные оттенки. Эффект звукового «трения», возникающий от регулярного подчеркивания «чужих» звуков, становится важным элементом стиля романтиков, в частности Шумана.

«Карнавал» - наиболее яркое претворение идейно-эстетической концепции Шумана, целью и содержанием которой была борьба с рутиной, с мещанством в искусстве и жизни.

Музыкальный замысел «Карнавала» перекликается с содержанием одного из шумановских литературных очерков («Отчет Жанкири из Аугсбурга о последнем художественно-ичторическом бале редактора», написанный Шуманом в 1837 году, т. е. после создания «Карнавала». Жанкири (Jean qui rit – Жан, который смеется) – один из псевдонимов Шумана). В нем в виде отчета корреспондента-давидсбюндлера описывается бал, якобы данный редактором «Новой музыкальной газеты», с тем, чтобы ознакомить присутствующих с музыкальными новинками. На балу происходят комические стычки между давидсбюндлерами и филистерами, в результате чего один из филистеров поспешил на следующий же день обрушиться на «Карнавал» в ругательной рецензии.

Музыкальный «Карнавал» можно себе представить как картину праздника, на котором давидсбюндлеры, объединившие свои силы, торжественно выступают против филистимлян (филистеров).

В шумной обстановке под звуки танцевальной музыки проносится вереница маскарадных масок. Здесь традиционные Пьеро и Арлекин, Панталоне и Коломбина; фантастические маски «Танцующих букв» («Lettres dancantes»), оригинальные «Кокетка», «Бабочки» («Papillons»). В пестрой толпе мелькают знакомые фигуры давидсбюндлеров: всегда неразлучные Флорестан и Эвзебий, Шопен, Паганини. Появляются и Клара с Эрнестиной, под видом Киарины и Эстреллы («Chiarina», «Estrella»). «Приятные встречи» («Reconnaissance»), «Нежные признания» («Aveu»), веселые прогулки и танцы («Promenade») дополняют красочность рисуемой картины. К концу «Карнавала» давидсбюндлеры повергают в прах филистеров.

Публицистическая направленность замысла «Карнавала» явилась для музыкального искусства чем-то доселе неслыханным; а оригинальная, остроумная художественно-совершенная форма убеждала, что инструментальная музыка в состоянии выражать не только «возвышенные чувства и мысли о боге, бессмертии и заоблачных мирах», что инструментальной музыке, как и любому другому виду музыкального искусства, доступна всякая, в том числе и злободневно-актуальная, тематика.

Шуман назвал «Карнавал» еще «миниатюрными сценами на 4-х нотах». Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы. (ASCH – название небольшого города в Богемии (Чехия); это и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann).

Склонный к мистификации, таинственности, Шуман «скрыл» тайну построенного таким образом мотива в трех «Сфинксах», замысловато зашифровав их средневековыми четырехугольными нотами:

Этот мотив находится на положении темы, а все номера «Карнавала» выполняют роль вариаций. Вместе с тем, как тема, т. е. как самостоятельно выраженная и законченная мысль, она нигде не изложена и, следовательно, как основной музыкальный образ и источник дальнейшего развития не существует. Тематическое ядро растворяется в ярком индивидуальном материале отдельных номеров: в результате данный мотив, хотя интонационно и объединяет «Карнавал», все же не воспринимается как тема, а отдельные сцены «Карнавала» - как вариации.

В композиционном отношении «Карнавал» - шедевр композиторского мастерства. Стройность и гармоничность целого сочетаются с безукоризненной отделкой всех деталей, блестящим остроумием и изобретательностью.

Целостности «Карнавала» способствует, прежде всего, общность тематического материала «Вступления» («Preambule») и финала – «Марша давидсбюндлеров». Как арка, соединяющая два крыла одного здания, так начальная и конечная пьесы являются опорными точками «Карнавала». Построенные на общем тематическом материале, они придают произведению симметричную завершенность и законченность. В соотношении сцен, расположенных между вступлением и финалом, соблюдаются точные и строгие пропорции, устанавливающие правильную соразмеренность всех частей целого. По своей протяженности все номера примерно равны между собой и заключены преимущественно в рамки простой трехчастной формы, сложного или широко изложенного периода.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Лютеранская церковь свв. Петра и Павла, Москва
«Вильгельм Зауер», III/P/33, Opus 755, 1898, Франкфурт на Одере (Германия) I. Maнуал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) Bordun 16' Lieblich Gedackt 16' Principal 8' Geigen Principal 8' Flete 8' Concertflete 8' Gedackt 8' Quintaten 8' Gamba 8' Dolce 8' Viol d’amour 8' Traversflete 4' Octave 4' Gemsho ...

1812-1822 гг.
Годы учения в благородном пансионе для детей дворян в Петербурге. Здесь формировалась личность Глинки. Он познакомился с Пушкиным и полюбил его творчество. Брал уроки по фортепиано у Джона Фильда, потом у его ученика Майера. Посещал концерты, оперу. Знал Глюка, Моцарта, Россини. Летом Глинка работ ...

Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly)
Опера Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй" (Madama Butterfly) Японская трагедия в двух действиях и трёх частях; либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы по одноимённому рассказу Дж. Л. Лонга и по одноимённой драме Д. Беласко. Первая постановка: Милан, театр "Ла Скала", 17 февраля 1904 г ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru