Гармонический язык Шумана в цикле «Карнавал»

Страница 2

За кажущейся импровизационностью калейдоскопически сменяющих друг друга музыкальных образов скрыта логика ладотонального плана и контрастного чередования пьес. Тональное движение происходит в кругу мажорных бемольных тональностей As, Es, B, Des. Это не исключает отклонений и модуляций внутри каждой миниатюры, так же как и использования в отдельных пьесах близких минорных тональностей: «Киарина» - c-moll, «Флорестан» - g-moll, «Эстрелла» - f-moll.

Независимо от того, кто и что изображается в каждой сцене, портрет ли это кого-либо из давидсбюндлеров, карнавальная ли маска, жанровая сценка или просто танцевальная музыка, - все миниатюры глубоко контрастны друг другу. В контрастности сменяющихся сцен лежит один из «секретов» стремительного развития и неослабевающего интереса, с которым ожидается и воспринимается появление каждого нового эпизода.

В аспекте влияния линеарности на аккордообразование следует понимать и традиционную проблему учебников гармонии — альтерацию аккордов. Альтерация всегда трактуется как хроматическое видоизменение тонов аккорда, обостряющее тяготение их к звукам тоники. Поскольку рассмотрение явлений линеарности обычно (в практических учебниках гармонии) не сконцентрировано и не составляет специальной обобщающей темы, то, по существу, и нет основы для объединения линеарности и альтерации. Разумеется, связь альтерации с одним из видов неаккордовых звуков — хроматическими проходящими (также — прилегающими хроматическими вспомогательными) — давно известна. Отличие же альтерации от хроматических проходящих (и вспомогательных) не принципиально: оно лишь в том, что как альтерированный звук рассматривается не со стороны его принадлежности к линии проходящих тонов, а с точки зрения его внутриаккордовой функции. То есть различие — не в сущности дела, а в аспекте рассмотрения.

Так же как мелодико-линеарные процессы могут затрагивать любые аккорды — без всякого отношения к их тональной функции, хроматические проходящие и вспомогательные (типа вводного полутона) могут внедряться в какие угодно аккорды. Естественно, не составляет исключения и аккорд тоники (как и его функциональные спутники). Выше говорилось, что даже при предварении какого-либо аккорда побочной функцией (например, его побочной доминантой) не происходит модуляции, и аккорд полностью сохраняет свою основную функцию; тем более нет никаких оснований усматривать модуляцию, смену тоники, при внедрении хроматических проходящих в состав тонического аккорда. Если квинта мажорной тоники может идти вверх на целый тон в терцию субдоминанты, то этот целый мелодический тон всегда может быть заменен хроматическим движением на два полутона; тональных функций аккордов эти частности голосоведения вообще не затрагивают.

Подобно тому, как внедряющиеся в аккорд диатонические линейные тоны образуют множество диссонантных форм (из них особенно важны терцовые и квазитерцовые аккорды с септимой и с секстой), и внедряющиеся в аккорд хроматические проходящие и вспомогательные производят множество разнообразных созвучий — альтерированных аккордов.

Шумановские модуляционные планы часто служат средством показа одного образа в резко различных тональных освещениях. Это как бы чередование или калейдоскопическое мелькание разных красочных «аспектов». Этот прием родствен шумановскому свободному варьированию тематического материала. Естественно, что этот прием нередко соединяется у Шумана с варьированием, вернее говоря, оказывается существеннейшим составным элементом последнего, например, варьированные проведения темы в «Reconnaissance», где сопоставлены A-dur и H-dur.

Наряду со связями на расстоянии большое значение в создании целостности многочастной композиции имеют связи по смежности – сочленения эпизодов, моменты прикрепления частей одна к другой.

Анализ окончаний пьес в сюитных композициях Шумана выявляет, прежде всего, множество несовершенных кадансов, не создающих, как известно, впечатления полной законченности. Говоря о природе шумановских кадансов, нельзя не вспомнить замечательных слов Б. В. Асафьева о «значимости каданса в ритме формы и в динамике развития»: «Зрелый слух композитора ощущает… и смысл места, и качество музыкального наполнения каданса, и постепенность торможения, и резкий срыв, и перемещения мысли, и смелый обрыв, и неизбежный вывод, и естественность лаконичного конца, и т. д. и т. д.». Все эти разнообразные выразительные смыслы кадансов мы находим у Шумана. Часто на сильную долю последнего такта помещается доминантовая гармония или задержание к тонике, в то время как тоническая гармония(или ее разрешение) находятся на слабой, нередко последней доле такта.

В заключительном такте в пьесе «Бабочки» на сильной доле находится субдоминантовая гармония, разрешающаяся затем через доминанту в тонику.

При этом продолжительность звучания доминантовой гармонии превосходит длительность заключительной тоники, что также ослабляет завершающий характер каданса. Вместе с тем композитор сразу после тонического аккорда выписывает паузы или две заключающие часть черты, не выставляет фермат на тонике. В «Карнавале» это пьесы: «Пьеро», «Благородный вальс», «Шопен».

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Enslaved
Enslaved Одним ветреным норвежским днем в одном из репетеционных залов Хаугесунда повстречались Грутле Кьеллсон (р. 24 декабря 1973) и Ивар Бьорнсон. Ивар играл в одной трэшевой команде, а Грутле только что организовал дэтовый проект. Парни решили объеденить свои усилия, привлекли еще Хейна Фроде Х ...

Buffalo springfield
Buffalo springfield Наряду с " Byrds" эта группа является лучшей американской фолк-роковой командой. За свою непродолжительную карьеру "Buffalo Springfield" сумели заложить основы стиля, впоследствии названного кантри-роком. Один из основателей группы, Стивен Стиллс (р. 30 январ ...

Гармонические лады
Развитие многоголосия, потребовавшего координации голосов по вертикали, постепенно привело к формированию особой ладовой системы. Из образующихся по вертикали созвучий в практике отбираются и закрепляются наиболее характерные, чаще других используемые. Эти созвучия постепенно приобретали всё большу ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru