Гармонический язык Шумана в цикле «Карнавал»

Страница 2

За кажущейся импровизационностью калейдоскопически сменяющих друг друга музыкальных образов скрыта логика ладотонального плана и контрастного чередования пьес. Тональное движение происходит в кругу мажорных бемольных тональностей As, Es, B, Des. Это не исключает отклонений и модуляций внутри каждой миниатюры, так же как и использования в отдельных пьесах близких минорных тональностей: «Киарина» - c-moll, «Флорестан» - g-moll, «Эстрелла» - f-moll.

Независимо от того, кто и что изображается в каждой сцене, портрет ли это кого-либо из давидсбюндлеров, карнавальная ли маска, жанровая сценка или просто танцевальная музыка, - все миниатюры глубоко контрастны друг другу. В контрастности сменяющихся сцен лежит один из «секретов» стремительного развития и неослабевающего интереса, с которым ожидается и воспринимается появление каждого нового эпизода.

В аспекте влияния линеарности на аккордообразование следует понимать и традиционную проблему учебников гармонии — альтерацию аккордов. Альтерация всегда трактуется как хроматическое видоизменение тонов аккорда, обостряющее тяготение их к звукам тоники. Поскольку рассмотрение явлений линеарности обычно (в практических учебниках гармонии) не сконцентрировано и не составляет специальной обобщающей темы, то, по существу, и нет основы для объединения линеарности и альтерации. Разумеется, связь альтерации с одним из видов неаккордовых звуков — хроматическими проходящими (также — прилегающими хроматическими вспомогательными) — давно известна. Отличие же альтерации от хроматических проходящих (и вспомогательных) не принципиально: оно лишь в том, что как альтерированный звук рассматривается не со стороны его принадлежности к линии проходящих тонов, а с точки зрения его внутриаккордовой функции. То есть различие — не в сущности дела, а в аспекте рассмотрения.

Так же как мелодико-линеарные процессы могут затрагивать любые аккорды — без всякого отношения к их тональной функции, хроматические проходящие и вспомогательные (типа вводного полутона) могут внедряться в какие угодно аккорды. Естественно, не составляет исключения и аккорд тоники (как и его функциональные спутники). Выше говорилось, что даже при предварении какого-либо аккорда побочной функцией (например, его побочной доминантой) не происходит модуляции, и аккорд полностью сохраняет свою основную функцию; тем более нет никаких оснований усматривать модуляцию, смену тоники, при внедрении хроматических проходящих в состав тонического аккорда. Если квинта мажорной тоники может идти вверх на целый тон в терцию субдоминанты, то этот целый мелодический тон всегда может быть заменен хроматическим движением на два полутона; тональных функций аккордов эти частности голосоведения вообще не затрагивают.

Подобно тому, как внедряющиеся в аккорд диатонические линейные тоны образуют множество диссонантных форм (из них особенно важны терцовые и квазитерцовые аккорды с септимой и с секстой), и внедряющиеся в аккорд хроматические проходящие и вспомогательные производят множество разнообразных созвучий — альтерированных аккордов.

Шумановские модуляционные планы часто служат средством показа одного образа в резко различных тональных освещениях. Это как бы чередование или калейдоскопическое мелькание разных красочных «аспектов». Этот прием родствен шумановскому свободному варьированию тематического материала. Естественно, что этот прием нередко соединяется у Шумана с варьированием, вернее говоря, оказывается существеннейшим составным элементом последнего, например, варьированные проведения темы в «Reconnaissance», где сопоставлены A-dur и H-dur.

Наряду со связями на расстоянии большое значение в создании целостности многочастной композиции имеют связи по смежности – сочленения эпизодов, моменты прикрепления частей одна к другой.

Анализ окончаний пьес в сюитных композициях Шумана выявляет, прежде всего, множество несовершенных кадансов, не создающих, как известно, впечатления полной законченности. Говоря о природе шумановских кадансов, нельзя не вспомнить замечательных слов Б. В. Асафьева о «значимости каданса в ритме формы и в динамике развития»: «Зрелый слух композитора ощущает… и смысл места, и качество музыкального наполнения каданса, и постепенность торможения, и резкий срыв, и перемещения мысли, и смелый обрыв, и неизбежный вывод, и естественность лаконичного конца, и т. д. и т. д.». Все эти разнообразные выразительные смыслы кадансов мы находим у Шумана. Часто на сильную долю последнего такта помещается доминантовая гармония или задержание к тонике, в то время как тоническая гармония(или ее разрешение) находятся на слабой, нередко последней доле такта.

В заключительном такте в пьесе «Бабочки» на сильной доле находится субдоминантовая гармония, разрешающаяся затем через доминанту в тонику.

При этом продолжительность звучания доминантовой гармонии превосходит длительность заключительной тоники, что также ослабляет завершающий характер каданса. Вместе с тем композитор сразу после тонического аккорда выписывает паузы или две заключающие часть черты, не выставляет фермат на тонике. В «Карнавале» это пьесы: «Пьеро», «Благородный вальс», «Шопен».

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Е.Либерман об аппликатуре в технической работе
В этой книге Е.Либерман пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру нужно сознательно выбирать. Во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе – тоже. Так заучивается неверная, порой «варва ...

Двухчастная соната: век восемнадцатый
Обычно при упоминании слова «соната» мы представляем себе сольное или ансамблевое инструментальное сочинение из трех (реже четырех) частей. Это широко распространенное представление, базирующееся главным образом на изучении огромного классико-романтического репертуара, отражено во многочисленных и ...

Рэп, скрэтч и хип-хоп
В начале 1980-х годов американские клубные ди-джеи на фоне инструментальной музыки с пластинок стали полупеть-полуговорить. Этот стиль назвали рэп. Повторение одной фразы с пластинки вперед и назад получило название скрэтч. А скрэтч в сопровождении только ударной установки стали называть хип-хоп. K ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru