Диагностика уровня музыкального восприятия

Страница 1

Констатирующий эксперимент имел своей целью определить исходный качественный уровень восприятия младшими школьниками музыки – ее образного содержания и средств выразительности. При этом акцент в исследовании мы поставили на "слышании" детьми музыкального языка произведений.

В констатирующем эксперименте принимали участие 12 учащихся: шесть второго класса и шесть - третьего класса. Средний возраст детей – 9лет.

При выборе пьес для прослушивания и инструментального изучения учитывался уровень музыкальной подготовки и индивидуальные психологические особенности каждого учащегося.

Учащимся второго класса были для изучения предложены пьесы из цикла Ж. Металлиди "Лесные сцены": "Лесная тропинка", "На лесной полянке", "Лесной переполох", "Заблудились", "Утро в горах", "Танцующие светлячки". Учащимся третьего класса - пьесы "Тихое озеро", "Весенняя песенка", "Осенний пейзаж", "Веселый дятел", "Песня старой сосны", "Птичий концерт".

В качестве методов диагностики у детей качественных характеристик музыкального восприятия использовались устный опрос и наблюдение.

Целью опроса являлось определение способности учащихся к самостоятельной характеристике средств музыкальной выразительности в соответствии с авторским текстом и художественным содержанием.

Опрос проводился после исполнительского показа произведения педагогом. Ребенку предлагалось дать словесное описание образного содержания фортепианной миниатюры, раскрыть и проанализировать выразительные стороны музыкального языка. При этом педагог сознательно не обозначал программу произведения, давая возможность "полета" детской творческой фантазии.

Главная цель наблюдения – определить уровень эмоциональной отзывчивости ученика в процессе собственного исполнения, умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом композитора.

Педагог, не вмешиваясь в процесс художественного постижения ребенком исполняемого произведения, наблюдал за тем, как ученик в процессе исполнения воспринимает музыкальную речь - развитие мелодической линии, ритмической пульсации, своеобразие гармонии, темпа и динамики.

Оценивая результаты констатирующего эксперимента, было отмечено, что высокий уровень анализа средств музыкальной выразительности показали двое из 12 учащихся. Дети без труда смогли самостоятельно проанализировать особенности музыкального языка впервые услышанного произведения, охотно, с интересом выполняли задание.

Четверо учащихся только с помощью педагога смогли аналитически осмыслить средства выразительности. Особую сложность для них составил анализ гармонии и ритма. В соответствии с разработанными критериями уровень их восприятия был оценен как средний.

Низкий уровень анализа музыкального произведения продемонстрировали шесть учащихся. Даже под руководством педагога они не смогли дать верную характеристику средств музыкальной выразительности.

Оценивая уровень музыкального восприятия по критерию нахождения взаимосвязи между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом, мы определили его как высокий у тех же двух учеников. Их словесные характеристики отличались осмысленностью и богатством воображения.

Среднему уровню восприятия по данному критерию соответствовали ответы пяти учащихся. Дети кратко, без особого интереса, с помощью наводящих вопросов охарактеризовали средства музыкальной выразительности. Их речевые характеристики были ориентированы на стандарт, ассоциативный ряд отличается скудным воображением.

Пять учащихся не смогли дать характеристику средствам музыкальной выразительности и определить образную сферу произведения. Их уровень музыкального восприятия был оценен как низкий.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Пушкинистика, музыковедение и либреттология
Если просмотреть собиравшиеся годами на книжной полке труды музыкальной пушкинианы, мы увидим, что к этой области относятся специально лишь немногочисленные книги и статьи музыковедов, но зато — многие и многие сочинения композиторов. Есть среди них такие, что сродни стихам Пушкина — музыкальные те ...

Музыкально – теоретический анализ
В нашей работе для подробного разбора берутся 4 хора П. Г. Чеснокова: два хора на стихи Ф. Тютчева «Альпы» и «Весеннее успокоение», хор на стихи А. Кольцова «Лес» и хор на стихи К. Гребенского «Теплится зорька». Хор «Теплится зорька» op. 28, № 1 наиболее типичное для хорового творчества Чеснокова п ...

1844-1857 гг.
Последний период. В 1844 году отправился в Париж. Там получил признание. Поклонником Глинки стал Берлиоз (написал о нем статью). В Париже Глинка задумал написать симфоническое произведение с народными темами. 1845-1848 гг. – Испания. Глинка бросился изучать народные испанские песни и танцы. Результ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru