Диагностика уровня музыкального восприятия

Страница 1

Констатирующий эксперимент имел своей целью определить исходный качественный уровень восприятия младшими школьниками музыки – ее образного содержания и средств выразительности. При этом акцент в исследовании мы поставили на "слышании" детьми музыкального языка произведений.

В констатирующем эксперименте принимали участие 12 учащихся: шесть второго класса и шесть - третьего класса. Средний возраст детей – 9лет.

При выборе пьес для прослушивания и инструментального изучения учитывался уровень музыкальной подготовки и индивидуальные психологические особенности каждого учащегося.

Учащимся второго класса были для изучения предложены пьесы из цикла Ж. Металлиди "Лесные сцены": "Лесная тропинка", "На лесной полянке", "Лесной переполох", "Заблудились", "Утро в горах", "Танцующие светлячки". Учащимся третьего класса - пьесы "Тихое озеро", "Весенняя песенка", "Осенний пейзаж", "Веселый дятел", "Песня старой сосны", "Птичий концерт".

В качестве методов диагностики у детей качественных характеристик музыкального восприятия использовались устный опрос и наблюдение.

Целью опроса являлось определение способности учащихся к самостоятельной характеристике средств музыкальной выразительности в соответствии с авторским текстом и художественным содержанием.

Опрос проводился после исполнительского показа произведения педагогом. Ребенку предлагалось дать словесное описание образного содержания фортепианной миниатюры, раскрыть и проанализировать выразительные стороны музыкального языка. При этом педагог сознательно не обозначал программу произведения, давая возможность "полета" детской творческой фантазии.

Главная цель наблюдения – определить уровень эмоциональной отзывчивости ученика в процессе собственного исполнения, умение воспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом композитора.

Педагог, не вмешиваясь в процесс художественного постижения ребенком исполняемого произведения, наблюдал за тем, как ученик в процессе исполнения воспринимает музыкальную речь - развитие мелодической линии, ритмической пульсации, своеобразие гармонии, темпа и динамики.

Оценивая результаты констатирующего эксперимента, было отмечено, что высокий уровень анализа средств музыкальной выразительности показали двое из 12 учащихся. Дети без труда смогли самостоятельно проанализировать особенности музыкального языка впервые услышанного произведения, охотно, с интересом выполняли задание.

Четверо учащихся только с помощью педагога смогли аналитически осмыслить средства выразительности. Особую сложность для них составил анализ гармонии и ритма. В соответствии с разработанными критериями уровень их восприятия был оценен как средний.

Низкий уровень анализа музыкального произведения продемонстрировали шесть учащихся. Даже под руководством педагога они не смогли дать верную характеристику средств музыкальной выразительности.

Оценивая уровень музыкального восприятия по критерию нахождения взаимосвязи между средствами выразительности и создаваемым на их основе художественным образом, мы определили его как высокий у тех же двух учеников. Их словесные характеристики отличались осмысленностью и богатством воображения.

Среднему уровню восприятия по данному критерию соответствовали ответы пяти учащихся. Дети кратко, без особого интереса, с помощью наводящих вопросов охарактеризовали средства музыкальной выразительности. Их речевые характеристики были ориентированы на стандарт, ассоциативный ряд отличается скудным воображением.

Пять учащихся не смогли дать характеристику средствам музыкальной выразительности и определить образную сферу произведения. Их уровень музыкального восприятия был оценен как низкий.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Импровизационность как особый способ воспитания
Уроки импровизации – это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели как через импровизацию 9так считают ведущие музыкальные педагоги мира К.Орф, И.Карлей и др.) – ...

Animals
Animals В 1957 году в Ньюкасле, Англия, несколько парней - клавишник Алан Прайс (р. 19 апреля 1942), басист Чэс Чэндлер (р.18 декабря 1938), ударник Джон Стил (р. 4 февраля 1941) - объединились в группу, выступавшую поочередно под вывесками "The Рagans", "The Kansas City Five" и ...

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада – вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка – вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее ра ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru