Правда, все это еще не означало, что "Поэму огня" ожидал в XX столетии исключительно "зеленый свет". Отношение к синтетическому замыслу Скрябина, как и вообще к "совокупному произведению искусства" в вагнеровском или символистском варианте, с годами менялось - вплоть до скептического отрицания подобных опытов композиторами антиромантического направления И. Ф. Стравинский в своей "Музыкальной поэтике" постулировал самодостаточность музыкального высказывания. Еще решительнее эту самодостаточность отстаивал П. Хиндемит, создавший в книге "Мир композитора" язвительную пародию на Gesamtkunstwerk. Ситуация несколько изменилась во второй половине века, когда вместе с "реабилитацией" романтического образа мыслей возобновился и интерес к проблемам синестезии, к художественным формам "комплексного чувствования". Здесь уже возрождению световой симфонии начали содействовать как технические, так и эстетические предпосылки - залог продолжающейся жизни "Плэмы огня".
Информация о музыке: