Характеристика частей цикла

Страница 1

Все крупные инструментальные сочинения Буцко всегда имеют индивидуальное строение цикла. Сонатный, симфонический или концертный цикл всегда строится заново.[5] Не является исключением и Трио-квинтет – это произведение значительное по масштабу (продолжительность звучания – около 30 мин.). Семь частей, образующих цикл, сгруппированны следующим образом: I-II, III-IV-V (связанные с западным миром) и VI-VII (связанные с русской интонационной сферой).

Единство цикла обеспечивается благодаря общему тематизму (темы переносятся из одной части в другую); общей интонационной сферой, центром которой служит мотив цитаты «Muss es sein?»; напоминанием о звучавшем ранее материале (аллюзии на гармоническую краску, на характерный приём инструментовки и пр.). Все это говорит о принципе симфонической драматургии, объединяющем весь цикл и делающем невозможным исполнение отдельных частей вне связи с целым.

Главный акцент в формообразовании сделан на составные формы, разделы которых, чаще всего, являются тем или иным видом канона. Представлены также целостные полифонические формы, такие как пассакалия и фуга на хорал. В связи с этим возникают параллели с эпохой барокко.

I часть Molto sostenuto написана в составной двухчастной форме с небольшой кодой, играющей роль перехода ко II части. Первый раздел (с начала до ц. 7) носит как будто бы импровизационный характер, на что нам указывает ремарка автора improvisato; однако на самом деле это точный двухголосный канон в обращении. Форма зеркального канона далее будет встречаться очень часто. Четыре фразы, из которых состоит тема второго раздела Piu mosso subito – Sostenuto (от цифры 7), исчерпывают форму, приводя к логичной, довольно устойчивой по звучанию каденции. В коде (см. цифру 11) звучащие на фоне флажолетов сухие отрывистые аккорды составляют «мотив трёх аккордов» (как мы далее будем его называть), который во II части будет иметь огромное смысловое и структурное значение (см. пример 12)

Прежде, чем начать разбор II части следует оговорить весьма существенный момент. Авторский размер здесь 10/2, однако для облегчения исполнения автором же были проставлены пунктиром такты по 2/4. Мы воспользовались здесь этим разделением на двухчетвертные такты также для удобства ориентирования в музыкальном тексте. Все примеры и отметки о количестве тактов даны в размере 2/4.

Форму II части (Allegro barbaro) можно определить, как составную четырехчастную. Это самая развернутая и структурно наиболее сложная часть. Жанровым прототипом ее является токката. Первый раздел состоит из 11 фрагментов, объединенных одним конструктивным ядром – минорным пентахордом, наподобие вариаций. Внутренне они представляют собой контрапункт двух зеркальных канонов и развиваются по принципу сжатия количества тактов от предыдущего к последующему.

Фрагменты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Кол-во тактов

80

50

40

30

30

15

10

7

4

4

4

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Сретение Господне
(2/15 февраля) Тропарь, гласъ 1: Радуйся, благодатная Богородице, Дhво, изъ Тебе бо возсiя Солнце правды, Христосъ Богъ нашъ, просвhщаяй сущiя во тьме: веселися и ты старче праведный, прiемый во объятiя Свободителя душъ нашихъ, дарующаго намъ воскресенiе. Кондак, гласъ 1: Утробу Дhвичу освятив ...

Guns N' Roses
Guns N' Roses Основатели одной из наиболее скандальных хард-рок-групп 80-х Эксель Роуз (Axl Rose -анаграмма Oral sex) (настоящее имя Уильям Бэйли, р. 6 февраля 1962, Лафайет, США) и Иззи Страдлин (настоящее имя Джеффри Исбелл, р. 8 апреля 1962, Лафайет, США). Вокалист Роуз (начал петь в возрасте ...

Опера Дж. Россини "Итальянка в Алжире" (L'Italiana in Algeri)
Опера Дж. Россини "Итальянка в Алжире" (L'Italiana in Algeri) Музыкальная комедия в двух действиях; либретто А. Анелли. Первая постановка: Венеция, театр "Сан-Бенедетто", 22 мая 1813 года. Действующие лица: Мустафа-бей (бас), Эльвира (сопрано), Зульма (меццо-сопрано), Хали (б ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru