Гемитонные звукоряды можно, в свою очередь, разделить на две группы: звукоряды, в которых ступени образуют с главным устоем только большие, малые и чистые интервалы; и звукоряды, в которых с главным устоем образуются увеличенные и уменьшённые интервалы.
Наклонение принято определять в основном по соотношению верхнетерцового тона с главным устоем. Лады со звукорядом, ясно очерчивающим большую терцию от главного устоя, относятся к ладам мажорного наклонения; малую терцию от главного устоя - к ладам минорного наклонения. Лады, в которых верхнетерцовый тон отсутствует или варьируется (явление, получившее в теории музыки название "высотная вариантность ступени", особенно характерное для народной, а также для многих образцов современной музыки) относятся к особым случаям и рассматриваются каждый в отдельности.
Объёмом звукоряда называется интервальное соотношение его крайних по высоте звуков. В характеристику объема звукоряда входит также количество ступеней, заключённое в его крайних границах. В монодических ладах нередки случаи, когда соседние ступени отстоят друг от друга не на секунду, а на терцию или кварту. Таким образом, лад в объёме, например, квинты может включать как пять ступеней, так и три ступени и т.п.
По количеству ступеней в звукоряде выделяют:
1) трихорд - три звука в объёме кварты, терции, реже квинты;
2) тетрахорд - четыре звука в объёме кварты или квинты;
3) пентахорд - пять звуков в объёме квинты, сексты или септимы (например, минорная пентатоника);
4) гексахорд - шесть звуков в объёме сексты, септимы, октавы;
5) семиступенные лады - стабильные монодические лады.
Звукоряды в объёме октавы и более входят в разряд широкообъёмных. Если звукоряд равен октаве или шире её, то возможны два случая ладовых отношений.
1. Октавно повторенные звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Как правило, в этих случаях октавно повторяется не весь звукоряд полностью, а лишь несколько его тонов. Например, в песне "Не одна во поле дороженька" (см. Приложение № 1) звук фа1 является главным устоем: он притягивает к себе все остальные тоны и завершает наиболее отчленённые музыкальные фразы и строфу в целом. Звук фа2 является неустоем: он ни разу не завершает фразы, используется преимущественно на слабых долях; он неустойчив и, выполняя функцию опевания тона ми-бемоль, сам через ре-бемоль и си-бемоль направлен в главный устой фа1.
2. Звукоряд и функциональное значение тонов полностью повторяются во всех октавах.
Таким образом, неоктавные лады - это лады, в которых октавно повторённые звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Октавными являются лады, в которых функция тонов не изменяется при переносе в другую октаву.
Многообразие форм монодических ладов, незакреплённость за отдельным звукорядом твёрдо установившегося в нём положения главного устоя (как это свойственно ладам мажорно-минорной ладогармонической системы) порождает одно из важнейших свойств: способность к лёгкому смещению главного устоя с одного тона на другой. Например, в песне "Горы" (см. Приложение, №2), главный устой в процессе развёртывания напева с "ля" (минорное наклонение) меняет своё положение на "соль" (мажорное наклонение). Такие ладовые системы называют параллельно-переменными.
В одноименно-переменных ладовых системах при едином главном устое возникает вариантность других ступеней. Это приводит к совмещению признаков различных ладов (например, эолийско-дорийский и ионийско-лидийский).
Среди многообразия монодических ладов можно выделить лишь несколько разновидностей, которые закрепились как относительно постоянные структуры. Наиболее отстоявшейся в этом ряду является группа семиступенных ладов, сложившихся в практике полифонического многоголосия. Каждый их этих ладов имеет строго фиксированную интервальную структуру звукоряда. Все разновидности этих тонов можно построить на звукоряде "белых клавишей", лишь перемещая тонику.
Информация о музыке:
Гнев
Самый искусный царедворец и знаток "коридоров музыкальной власти" (уже не говоря о композиционных правилах венской классической школы, которые он, собственно, и доводил до их окончательного, теперешнего вида), маэстро Антонио Сальери неожиданно для всех порезал себе вены бритвой, и тольк ...
Диатонические лады и ладообразование в современной музыке
Диатоника (от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон, букв. - идущая по тонам) - семиступенная система, звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и другие натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийск ...
"Весна" (La Primavera)
На редкость естественным получается разговор о "La Primavera" Антонио Вивальди после рассказа о "La Primavera" Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее сонеты приводятся в пе ...