Монодические (мелодические) лады

Страница 2

Гемитонные звукоряды можно, в свою очередь, разделить на две группы: звукоряды, в которых ступени образуют с главным устоем только большие, малые и чистые интервалы; и звукоряды, в которых с главным устоем образуются увеличенные и уменьшённые интервалы.

Наклонение принято определять в основном по соотношению верхнетерцового тона с главным устоем. Лады со звукорядом, ясно очерчивающим большую терцию от главного устоя, относятся к ладам мажорного наклонения; малую терцию от главного устоя - к ладам минорного наклонения. Лады, в которых верхнетерцовый тон отсутствует или варьируется (явление, получившее в теории музыки название "высотная вариантность ступени", особенно характерное для народной, а также для многих образцов современной музыки) относятся к особым случаям и рассматриваются каждый в отдельности.

Объёмом звукоряда называется интервальное соотношение его крайних по высоте звуков. В характеристику объема звукоряда входит также количество ступеней, заключённое в его крайних границах. В монодических ладах нередки случаи, когда соседние ступени отстоят друг от друга не на секунду, а на терцию или кварту. Таким образом, лад в объёме, например, квинты может включать как пять ступеней, так и три ступени и т.п.

По количеству ступеней в звукоряде выделяют:

1) трихорд - три звука в объёме кварты, терции, реже квинты;

2) тетрахорд - четыре звука в объёме кварты или квинты;

3) пентахорд - пять звуков в объёме квинты, сексты или септимы (например, минорная пентатоника);

4) гексахорд - шесть звуков в объёме сексты, септимы, октавы;

5) семиступенные лады - стабильные монодические лады.

Звукоряды в объёме октавы и более входят в разряд широкообъёмных. Если звукоряд равен октаве или шире её, то возможны два случая ладовых отношений.

1. Октавно повторенные звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Как правило, в этих случаях октавно повторяется не весь звукоряд полностью, а лишь несколько его тонов. Например, в песне "Не одна во поле дороженька" (см. Приложение № 1) звук фа1 является главным устоем: он притягивает к себе все остальные тоны и завершает наиболее отчленённые музыкальные фразы и строфу в целом. Звук фа2 является неустоем: он ни разу не завершает фразы, используется преимущественно на слабых долях; он неустойчив и, выполняя функцию опевания тона ми-бемоль, сам через ре-бемоль и си-бемоль направлен в главный устой фа1.

2. Звукоряд и функциональное значение тонов полностью повторяются во всех октавах.

Таким образом, неоктавные лады - это лады, в которых октавно повторённые звуки являются различными по своей ладовой функции, своей направленности и тяготению. Октавными являются лады, в которых функция тонов не изменяется при переносе в другую октаву.

Многообразие форм монодических ладов, незакреплённость за отдельным звукорядом твёрдо установившегося в нём положения главного устоя (как это свойственно ладам мажорно-минорной ладогармонической системы) порождает одно из важнейших свойств: способность к лёгкому смещению главного устоя с одного тона на другой. Например, в песне "Горы" (см. Приложение, №2), главный устой в процессе развёртывания напева с "ля" (минорное наклонение) меняет своё положение на "соль" (мажорное наклонение). Такие ладовые системы называют параллельно-переменными.

В одноименно-переменных ладовых системах при едином главном устое возникает вариантность других ступеней. Это приводит к совмещению признаков различных ладов (например, эолийско-дорийский и ионийско-лидийский).

Среди многообразия монодических ладов можно выделить лишь несколько разновидностей, которые закрепились как относительно постоянные структуры. Наиболее отстоявшейся в этом ряду является группа семиступенных ладов, сложившихся в практике полифонического многоголосия. Каждый их этих ладов имеет строго фиксированную интервальную структуру звукоряда. Все разновидности этих тонов можно построить на звукоряде "белых клавишей", лишь перемещая тонику.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Музыка в Древней Греции
Слово "музыка", что значит "искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах", греческого происхождения, буквально оно переводится "искусство муз", искусство девяти богинь древнегреческой мифологии, покровительниц поэзии, искусств и наук, спутни ...

Путевой, демественный и большой знаменный распевы
Новые тенденции в русской духовной жизни, влияние нового аскетического миросозерцания исихазма и повышенное внимание к внутреннему миру человека привели в XV веке к появлению нового мелодического мышления и новых мелодических форм в русском церковном пении. Если знаменный распев выражал сверхличное ...

С. И. Танеев. Черты стиля
С. И. Танеев. Черты стиля. (1856-1915) Ученик Чайковского по сочинению и Н. Рубинштейна по классу фортепиано, Танеев был тесно связан с Москвой, где получил музыкальное образование и' где протекала вся его последующая деятельность. Еще при жизни Чайковского он занял видное положение в московском му ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru