Монодические (мелодические) лады

Страница 1

Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё значение и в многоголосии (преимущественно полифонического склада). Сложнейшие формы монодических ладов характеризуют и многие произведения современной музыки.

Своеобразие монодических ладов сводится к следующему:

1) носителем ладовой функции является отдельный тон;

2) функция устоя дифференцирована, а также подвижна. Среди устойчивых функций выделяют главный устой и побочную опору.

Главный устой - звук, на котором заканчивается мелодия (правило финального тона). Среди тонов монодического лада особо следует выделить такие, которые будучи направленными к главному устою, в то же время способны концентрировать вокруг себя мелодическое движение и этим как бы противопоставлять себя главному устою. Значение таких тонов - собирание и "местное" (локальное) объединение неустойчивых тонов. Они активны в своём ладовом значении и носят название побочной опоры. Их может быть несколько. Побочные опоры - это звуки: а) ритмически протяжённые, попадающие на сильные и относительно сильные доли такта; б) подчёркнутые мелодически опеванием, повторением, возвратом к ним музыкальной интонации; в) с них начинаются или заканчиваются музыкальные фразы. В процессе развёртывания напева возможно также смещение побочной опоры с одного тона на другой.

Ладовый остов - это интервал между главным устоем и побочной опорой (как правило ч.5, б.3, м.3, ч.4); иногда побочные опоры и главный устой образуют трезвучие. Ладовый остов может быть переменным, а иногда он совсем отсутствует. Интервальное соотношение побочных опор с главным устоем определяет сущность лада не менее весомо, чем ладовое наклонение.

Главный устой может являться как нижним, так и средним тоном звукоряда. При положении главного устоя в середине звукоряда лад приобретает форму гиполада (от греч. hypo - под). Функция главного устоя подвижна и может смещаться на другой звук. В этом случае возникает ладовая переменность.

Функция неустоя не дифференцирована, не разграничена, как в гармонических ладах на S, D, III и т.д. При определённых ритмических, интонационных и структурных условиях неустой может стать устоем.

Количество тонов, составляющих звукоряд лада, может быть различным. Интервальная структура звукорядов монодических ладов также многообразна: в зависимости от местоположения в нём главного устоя один и тот же звукоряд может служить основой разных ладов. Отсюда вытекает нестабильность монодических ладов. Исчерпывающе перечислить все их разновидности невозможно. Они в принципе неповторимы и допускают лишь систематизацию и классификацию, основу которой составляют вид звукоряда и характер функциональных отношений.

В основу классификации монодических ладов по виду звукоряда можно положить следующие признаки: а) интервальную структуру; б) наклонение; в) объём и количество ступеней звукоряда.

По интервальной структуре различаются прежде всего два основных вида: звукоряды, не содержащие полутоновых интервалов, так называемые бесполутоновые или ангемитонные (от греч. an - без, hemi - полу, tonos - тон), и звукоряды, включающие в себя любые, в том числе и полутоновые, интервалы - так называемые гемитонные.

К ангемитонным звукорядам относятся различные виды бесполутоновых трихордов и так называемая полная пентатоника - звукоряд, использующий максимально возможное в условиях темперированного строя количество бесполутоновых сочетания внутри октавы. Для бесполутоновых звукорядов весьма характерно наличие хотя бы одного терцового или квартового интервала между соседними ступенями. Это, однако, не обязательное условие: к ангемитонным относится также звукоряд, каждая ступень которого отстоит от соседней на целый тон - так называемый целотонный звукоряд. Он слагается из тритонов (увеличенных кварт) и вне энгармонических замен не замыкается в октаву.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

История создания песни
В 1825 Шуберт познакомился с поэмами шотландского поэта Вальтера Скотта, в их немецких переводах. Поскольку Скотт был очень популярным поэтом и романистом, Шуберт решил, что, если ему удастся издать свои песни на его стихи одновременно с английским текстом и по-немецки, он станет лучше известен за ...

Фортепианное творчество
Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные ...

Эволюция нотной записи
Как уже говорилось ранее, основой русской крюковой нотации была нотация старовизантийская, принесённая вместе с богослужебными книгами на Русь (через Болгарию). Но дошедшие до нас памятники знаменной нотации датируются не ранее, чем началом XII века. Сохранилось несколько ненотированных певческих к ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru