Народный гимн А. Львова

Информация » Народный гимн А. Львова

Страница 4

После утверждения царем началась «большая жизнь» гимна «Боже, Царя храни» в России. Он подлежал исполнению на всех парадах и разводах караулов, при освящении знамени, на утренней и вечерней молитвах в армии, на встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях. Особое впечатление гимн производил, когда его играли на церемонии коронования: с фейерверком, пуском ракет, пушечным салютом и под праздничный благовест колоколов. При этом его начальные слова «Боже, Царя храни» высвечивались над портретом императора.

В 1883 г. грандиозное исполнение гимнов «Боже, Царя храни» и «Славься, наш Русский Царь» М. Глинки, состоялось во время празднеств по случаю коронования царя Александра III. Их пел десятитысячный хор с трибун, расположенных на всем протяжении между Спасской и Никольской башнями Кремля. Для исполнения гимнов были привлечены артисты всех театров и сводный детский хор, состоящий из воспитанников 120-ти училищ Москвы.

В том же 1883 г. П.И. Чайковский использовал цитату из «Боже, Царя храни» в знаменитой кантате «1812 год», посвященной открытию храма Христа Спасителя в Москве. В советское время кантата по политическим соображениям исполнялась без цитаты из гимна. Лишь в 90-е гг. ХХ в. в новой России первоначальный смысл произведения П.И. Чайковского был восстановлен, и гимн «Боже, Царя, храни» вновь зазвучал в ней.

В конце XIX в. начальные слова гимна постепенно стали официальным девизом России. «Царская песнь» звучала на открытии фабрик, заводов, ярмарок, выставок, во время церемоний освящения храма и др. Гимн пели при встречах государя на балах, во время его официального въезда в город, на больших застольях после здравиц в честь императора. В театре (возможно, по традиции, установленной после первого исполнения в «Большом») было принято петь «Боже, Царя храни» всей труппой и зрителями, которые вставали в момент появления государя в ложе. В ответ на приветственные возгласы «Ура» следовали ответные поклоны царя. Тот же ритуал соблюдался в конце спектакля.

В наше время гордых и страстных людей, привыкших ни во что не верить, кроме денег, может показаться странным благоговейное отношение лучших умов России к своему государю, запечатленное в гимне «Боже, Царя храни» и в церемониях его исполнения. Однако до середины XIX в. и даже позднее мы находим многочисленные свидетельства возвышенной любви русских людей к Богу и к Его воплощению на земле — Русскому Царю. Царь для них был хранителем веры православной и русской земли, защитником простых людей.

Люди становились на колени, снимали шапки и плакали от счастья при одном виде Императора. Они целовали сапоги, одежду и коня Александра I Благословенного во время его коронации. А.С. Пушкин, несмотря на масонское воспитание, также считал монархию своим идеалом, о чем свидетельствуют, в частности, его проникновенные стихи к первому гимну «Боже, Царя храни». Наблюдая отношение русских людей к Государю в 1895 г. жена американского посла в России госпожа Лонтрап отмечала «волнующее» впечатление от исполнения гимна и зрелища торжественного выхода Императора. «Я пришла к заключению, — пишет она, — что Их Величества были для россиян тем же, чем является солнце для всего мира . Я не рассчитываю, что вы поймете меня — это нужно увидеть и прочувствовать».(10)

Тем не менее со второй половины XIX в. отношение к царской власти стало постепенно изменяться. По мере отступления некоторых слоев общества от православия в стране начинали нарастать антимонархические настроения. 1 марта 1881 г. Россию потрясла страшная весть: террористы-народовольцы убили Царя-Освободителя Александра II.

По мере усиления негативных тенденций изменялось и отношение некоторой части просвещенной интеллигенции к Народному гимну «Боже, Царя храни». В моду входила критика и гимна, и его создателя. Распространялась прямая клевета по поводу деяний А. Львова. Выдающегося композитора-воина стали обвинять в «монархизме и поповщине», говорили, что гимн у него «не русский». Что «этот музыкальный генерал» якобы вытеснил и «изгнал М.И. Глинку» из Придворной певческой капеллы. К празднованию 50-летнего юбилея творческой деятельности А. Львова В. Стасов написал, что ни гимн, ни душа автора, оказывается, «не имеют ничего национального».(11) В революцию 1905 г. доморощенные «преобразователи» написали новые слова к гимну, радикально менявшие его содержание. После преамбулы «Боже, Царя храни» следовало: «Другом свободы царствуй на славу нам!» и другие нелепости. Но этим радикалы не ограничивались. В революционных кругах стало модно, вместо «Боже, Царя храни», петь «Марсельезу» и другие песни протеста. (И это 80 лет спустя после того, как Россия с таким трудом отстояла православные ценности в Отечественной войне против этой «Марсельезы»!)

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Эндрю Боун (Andrew Bown)
Эндрю, известный также как "Язвительный" из-за своего острого ума, является мультиинструменталистом группы и, хотя он вряд ли это признает, - фантастическим музыкантом. Кроме клавишных, гармоники и гитары, на которых он играет на сцене со Status Quo, он еще и великолепный басист. Мало кто ...

Позднейшие распевы Русской Православной Церкви
Позднейшие распевы Русской Православной Церкви Древнерусский чин распевов XV-XVII вв. создавался исключительно мастерами пения Московского государства и поэтому, целиком и полностью являясь произведением великорусского сознания, он несет на себе печать всего своеобразия и неповторимости национально ...

Философские основы музыкальной терапии
В настоящий момент активно развиваются новые отрасли в медицине на стыке психологии и психиатрии, одно из таких направлений лечение по средствам искусства как метод психотерапии. Имеются некоторые теоретические и практические наработки в этом вопросе. В рамках эстетической теории искусства было пра ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru