Народный гимн А. Львова

Информация » Народный гимн А. Львова

Страница 3

Несмотря на очевидный успех новой «Молитвы русских» в Москве, Николай I не спешил утверждать ее в качестве гимна и постарался сначала выяснить уровень его популярности в придворных кругах и армии. Второе официальное исполнение гимна А. Львова состоялось в годовщину изгнания французов из России на праздник Рождества Христова 25 декабря 1833 г. На торжественной литургии в Придворной церкви Зимнего дворца присутствовала царская семья, члены Госсовета, сенаторы, двор, гвардейский и армейский генералитеты. В закрытом параде-смотре приняли участие элитные подразделения: рота дворцовых гренадер и взводы гвардейского корпуса. Они состояли из героев Отечественной войны 1812 г. — из офицеров и солдат, имевших личные боевые награды за ту войну. После молебна к освящению знамен в «Зимнем» был исполнен новый гимн.

Е.Н. Львова писала: « .25 декабря 1833г., в день, в который празднуется изгнание французов из России, «Боже, Царя храни» было играно во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. Ф.П. Львов без слез не мог слышать равнодушно это сочинение. А.Ф. Львов был тогда дома, он не мог решиться ехать во дворец в тот день, знав, что «Боже, Царя храни» играть и петь будут».(8)

На этот раз успех гимна превзошел все ожидания. Он действительно оказался пригодным и для церкви, и для войск, и для широкой публики, как и замышлял его композитор. После праздничного исполнения «Молитвы русских» граф А.Х. Бенкендорф отправил Львову записку с сообщением о том, что государь «восхищен» произведенным эффектом.(9) И почти сразу же последовал Именной указ императора о введении «Боже, Царя храни» с музыкой А. Львова в качестве официального гимна России. Николай I в знак признательности за прекрасное сочинение подарил А. Львову табакерку, инкрустированную брильянтами. Самый большой из драгоценных камней композитор пожертвовал для убранства ризы иконы Божьей Матери Всех Скорбящих в одноименной церкви. А в 1834 г. А. Львов в чине ротмистра был пожалован во флигель-адъютанты корпуса кавалергардов для несения придворной службы. Впоследствии А. Львов сменил отца на посту руководителя Придворной певческой капеллы. С большим успехом концертировал по Европе, показывая свои сочинения, в частности, оперы «Ундина», «Бьянки» и духовные песнопения. В конце его авторских концертов обычно с неизменным успехом исполнялся гимн «Боже, Царя храни» . Со временем А.Ф. Львов стал генералом и «Его Высокопревосходительством». В 1847 г. к фамильному гербу братьев Львовых был прибавлен девиз: «Боже, Царя храни». Каким же он получился, этот гимн? Каковы особенности его музыки?

Музыка Русского народного гимна А. Львова — это возвышенная молитва, проникновенная и смиренная. Своей умилительной торжественностью, спокойной умиротворенностью она напоминает калокагативность знаменного пения. Волнообразно-юбиляционная мелодия своим контуром вызывает зрительную ассоциацию с неторопливо колышущимся на ветру знаменем. Регулярная ритмика и хоральный склад фактуры придают гимну сходство с протестантским хоралом. Однако плагальные обороты в начале запева, преобладание субдоминант в тональном плане гимна, опора на побочную доминанту в конце запева, напоминающую параллельную переменность русской песни — все это свидетельства российского основания в музыкальном языке А. Львова.

Достоинством гимна А. Львова, которое отметили многие современники, оказалась его лаконичность: всего 16 тт. Гимн получился афористичный и легко запоминающийся, что способствовало его популярности не только в России, но и в Европе. Четкость музыкальной формы и преемственность словесного текста В. Жуковского, лишь незначительно сварьировавшего стихи, по сравнению с предыдущим «Боже, Царя храни», свидетельствовали о том, что к середине XIX в. в России сложился идеал государственного устройства. Он воплотился в чеканной словесной формуле: «Православие. Самодержавие. Народность». Поясняя в ней центральную роль российского самодержца, Митрополит Филарет писал: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу своего вседержительства — царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящегося, продолжающегося от века и до века — царя наследственного».

Подчеркивая мистическую основу власти государя — веру православную, В.А. Жуковский раскрыл в словах гимна диалектику концепции царской власти, которая сочетала в себе необходимость молитвы народа за государя («Боже, Царя храни») с долгом самого венценосца как Отца нации по отношению к своим подданным («Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

О характере музыки Сен-Санса
Сен-Санса называли французским Мендельсоном. И действительно, у этих композиторов много общего: оба творили без видимых усилий, оба обладали виртуозной техникой, были наделены чудесным мелодическим даром, у обоих очень ясные музыкальные формы и гармонические структуры, музыка и того и другого доста ...

Какие бывают интервалы?
· большие (б), малые (м), чистые (ч), увеличенные (ув), уменьшенные (ум) · гармонические (2 звука звучат одновременно) мелодические (2 звука звучат по очереди) · простые (до октавы): прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8) сложные, составные ( ...

"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte)
"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte) Комическая опера в двух действиях; либретто Л. Да Понте. Первая постановка: Вена, "Бургтеатр", 26 января 1790 года Действующие лица: Фьордилиджи (сопрано), Дорабелла (меццо-сопрано), Феррандо (тенор), Гульельмо ( ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru