Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко

Информация » Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко

Страница 4

Естественно, что современный вокалист, стремящийся к аутентичному исполнению старинной музыки, должен знать некоторые основные принципы правильного распределения динамических оттенков.

Во-первых, к ним относится достаточно резкие противопоставления forte и piano, ввиду отсутствия crescendo и diminuendo. К тому же следует помнить, что в исполнительском искусстве барочной эпохи считалось ошибкой ограничиваться лишь теми динамическими оттенками, которые выписаны в нотном тексте.

Во-вторых, – принцип так называемой «ритмической динамики», когда медленному движению музыкального произведения чаще всего соответствует динамический нюанс piano и напротив быстрому – forte.

В-третьих, эффект «эха», применяемый при повторении музыкального материала с целью динамического дифференцирования и изображения контраста звукового пространства.

Помимо этого, в барочном вокальном искусстве существовали определенные правила сугубо технического характера, определяющие стилистику исполнения.

С вокально-исполнительской точки зрения мы должны рассматривать барочную динамику как соответствующую принципу так называемой «треугольной динамики», то есть основанную на плавном соединении forte и piano. Именно к трактовке особенностей вокальной «треугольной динамики» относятся правила старых учителей пения о динамическом распределении голоса на протяжении всего звукового диапазона. Так, известный немецкий ученый, теоретик музыки Ф.В. Марпург, обобщая вечное старое правило в искусстве пения, говорил: «Чем выше поешь, тем умереннее и нежнее должен быть звук, а чем ниже поешь, тем полнее и сильнее, все же без принуждения и должен быть в динамическом соответствии с высотой»[8].

Такое прекрасное представление о соразмеренности голоса не только характерно для вокально-исполнительского искусства, но также является верным методическим принципом в борьбе с форсированием голоса на верхнем участке певческого диапазона.

Наряду с соразмеренностью голоса, важным требованием, предъявляемым педагогами старинной школы bel canto была гибкость звука. Так, к примеру, известный педагог XVIII столетия Манштейн сравнивал вокальный голос с «хорошим тестом», и далее добавлял: «Нужно, чтобы голос можно было уменьшить в объеме, делать из него, как из теста, тонкие нити и большие массы, подчинять его всевозможным формам»[9].

Для достижения эластичного гибкого голоса певцы упражнялись в messa di voce[10]. В противоположность распространенной ныне трактовке этого термина как «пения вполголоса», messa di voce в рассматриваемую нами эпоху трактовалось как искусство филировки или динамическое разукрашивание длинных нот. Выдающийся вокальный педагог XVIII века П.Ф. Този писал: «Прекрасная филировка (messa di voce) в устах певца, который пользуется ею умеренно, бывает только на открытых гласных и производит всегда хороший эффект. Очень мало современных певцов находят ее в себе по вкусу, может быть, они не любят гибкость голоса…»[11]. Согласитесь, такое утверждение и сегодня актуально.

Особую важность в вопросе барочной вокальной стилистики приобретает извечный вопрос о вибрато, который также надлежит анализировать в историческом аспекте.

В отличие от специфики музыкального исполнительства эпохи Возрождения, когда эмоциональное выражение, мелодическая гибкость и т. п. не являлись основополагающим фактором, с развитием гомофонного стиля выразительность мелодии начала играть значительную роль. Возникла потребность поиска и использования новых исполнительских красок и приемов. Вскоре вибрато стало необходимостью в оживлении звука и эмоциональности музыкального восприятия.

По определению вокального педагога XX века, доктора искусствоведения Л.Б. Дмитриева: вибрато – «это своеобразная пульсация звука, аналогичная вибрации на смычковых инструментах; сообщающая звуку приятный льющийся характер. Такое вибрато украшает тембр, придает голосу живую трепетность и выразительность»[12].

Некоторые современные певцы считают необходимым петь музыку барокко прямым «белым» звуком. Это большое заблуждение. Вибрато в голосе, как и любом инструменте, существует от природы. Вопрос заключается в его амплитуде, от величины размаха которой в свою очередь напрямую зависит сила певческого звука. Таким образом, вопросы о вибрато и силе звука тесно взаимосвязаны.

Немало споров в настоящее время существует в отношении силы звука, отвечающей эстетике пения барокко. Эта проблема напрямую относится к проблеме динамики. Однако силу звука не следует сравнивать и путать с динамикой музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

AC/DC
AC/DC Эта австралийская хард-роковая команда была сформирована в 1973 году Малколмом Янгом (р. 6 января 1953, Глазго, Шотландия; ритм-гитара) после развала его предыдущего проекта "Velvet underground" (не имеет никакого отношения к группе из США). Янг, чей старший брат Джордж уже достиг с ...

Fudge Tunnel
Fudge Tunnel Команда из Ноттингема "Fudge tunnel" появилась на свет в 1988 году благодаря Алексу Ньюпорту (гитара, вокал), Дэвиду Райли (бас) и Адриану Паркину (ударные). Ее сухой юмор и неоднозначный музыкальный подход были в диковинку для британской сцены. Первым релизом группы стал едк ...

Опера Дж. Пуччини "Девушка с Запада" (La Fanciulla del West)
Опера Дж. Пуччини "Девушка с Запада" (La Fanciulla del West) Опера в трех действиях; либретто Г. Чивинини и К. Джангарини по драме "Девушка с Золотого Запада" Д. Беласко. Первая постановка: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 10 декабря 1910 года. Действующие лица: Минни (сопрано), Дж ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru