Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского

Информация » Наблюдения над методом творческой работы П.И.Чайковского

Страница 3

Этап эскизного изложения материала был проверкой творческой идеи и ее материализацией. В дальнейшем замысел оставался неосуществленным либо получал воплощение в окончательно оформленном тексте. Эскизы Чайковского отражают черты будущей композиции произведения, его формы в целом и в деталях, в них достаточно подробно проработана фактура, практически полностью намечена инструментовка. В эскизах не фиксировались лишь те детали текста, которые представлялись композитору достаточно ясными, и которые он не боялся забыть. Полнота записи в эскизах была различной. В одних случаях отсутствовали существенные элементы фактуры, при этом подробно были выписаны динамические оттенки и исполнительские ремарки. В этих случаях музыкальная ткань фиксировалась максимально, но без указаний на динамику и темп. В эскизах опер и романсов, как правило, почти отсутствует подтекстовка или она недостаточно полная, однако в ряде фрагментов, в особенности речитативных, литературный текст выписан очень тщательно. В эскизах одних романсов нет ни единого слова, в эскизах других, когда композитору важно было проверить точность ритмического совпадения текста и музыки, подтекстовка выписана полностью.

Запись эскизов обычно осуществлялась в специальных тетрадях, композитор также пользовался пачкой несшитых листов, а иногда и отдельными листами. Состав и внешний облик тетрадей Чайковского очень индивидуален. Тетрадь эскизов какого-то определенного сочинения с вкраплениями набросков к этому и к другим сочинениям – один из самых распространенных типов документов творческого архива Чайковского. Наряду с этим есть тетради, записи в которых относятся к разным произведениям, но датируются одним непродолжительным периодом (тетрадь 1873 – 1874 годов и тетрадь конца 80-х годов).

В процессе создания эскизов творческая мысль Чайковского работала очень интенсивно. Как бы ни поглощала его работа, как бы ни кратки были ее сроки, на полях тетради и между эскизами появлялись наброски и даже эскизы других произведений. Так, например, в эскизах Шестой симфонии, записанных необычайно быстро, создаваемых на огромном творческом подъеме, встречаются наброски для какого-то этюда, очевидно фортепианного, эскизы марша Юрьевского полка, а также эскиз, который некоторые исследователи трактуют как один из вариантов финала симфонии.

В эскизах Чайковского наблюдается зависимость типа записи, внешнего облика рукописи от жанра произведения и его концепции. Так, в тетради 1873 – 1874 годов совершенно по-разному оформлены эскизы фортепианных пьес, квартета и фрагментов оперы "Кузнец Вакула". В эскизах оперных сочинений Чайковский сначала записывал основной тематизм, а затем отдельно работал над "стыками" разделов и сцен. Здесь видна тесная связь музыки и драмы. Такова же последовательность работы над эскизами "Манфреда" и Шестой симфонии. В эскизах секстета "Воспоминание о Флоренции" запечатлена более скрупулезная тематическая работа, по типу приближающаяся к конструированию тематизма.

При отсутствии явной или скрытой сюжетной основы тематизма логика его развития определялась сугубо музыкальными закономерностями. В таких эскизах наиболее ярко проступает логическое, интеллектуальное начало творческого мышления Чайковского. Существенны различия в эскизах сюит и симфоний, которые имели определенную программу, хотя и не всегда объявленную. Таким образом, индивидуальный облик каждого эскиза Чайковского зависим от многих особенностей будущего произведения, в том числе от жанра.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

О народности богослужебного пения
Церковное древнее пение имеет истоки народного певческого творчества, но, в отличие от фольклора, создавалось и развивалось не стихийно, а по определённым правилам.(1) Известно, что в раннехристианские времена за богослужением пел весь народ. Отсюда следует, что сам характер пения не мог быть сло ...

Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"
Десять пьес-транскрипций из балета "Ромео и Джульетта" (ор. 75, 1937) были первым сборником фортепианных обработок Прокофьева. Они выросли из симфонических сюит ор. 64, написанных композитором в 1936 году, на основе балета "Ромео и Джульетта". Сюиты и фортепианные пьесы Прокофь ...

Джаз в литературе и философии
Итак, если мы поставим знак тождества между нашими определениями, то получится, что отсутствие содержания при полноте и единстве стиля - это джаз. Безличие, "имморализм" и отсутствие психологизма при внешней индивидуальности - также джаз. Сделав такую замену, мы обнаружим, что джаз сущес ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru