Апофеоз Корелли
Имя Арканджело Корелли – итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных – принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам.
Однако сегодня слава его носит несколько «музейный» оттенок: мы редко слышим его музыку с концертной эстрады, многие из его сочинений в России никогда не издавались и, вследствие этого, не доступны широкому кругу музыкантов.
Его наследие, быть может, покажется скромным (по сравнению, к примеру, с уже упомянутыми выше современниками) – всего шесть опусов:
12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни и органа ор. 1 (Рим, 1681);
12 трио-сонат da camera для двух скрипок, баса или клавесина ор. 2 (Рим, 1685);
12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни и органа ор. 3 (Рим, 1689);
12 трио-сонат для двух скрипок и баса ор. 4 (Рим, 1694);
12 сонат для скрипки, баса или клавесина ор. 5 (Рим, 1700).
12 Concerti grossi op. 6 (Амстердам, 1714).
Однако в течение XVIII века эти сборники выдержали рекордное количество переизданий по сравнению с сочинениями других известных европейских композиторов: ор. 1 переиздавался 35 раз, ор. 5 – 42 раза!
Большую часть жизни Корелли провел в Риме, на службе у самых влиятельных и знатных семей Италии. С 1684 года Корелли регулярно участвует в воскресных академиях у кардинала Бенедетто Памфильи. Возможно его сонаты da camera ор. 2, посвященные Памфильи, были созданы именно для этих собраний. После отъезда кардинала в Болонью, в 1690 году, Корелли получает покровительство молодого кардинала Пьетро Оттобони, который относился к Корелли скорее как к другу, чем как к слуге.
Его карьера скрипача-виртуоза складывалась не только из исполнения своих опусов: он также часто руководил оркестром при постановке чужих сочинений, например, в операх Б. Пасквини и А. Скарлатти. Также достоверно известно, что в мае 1707 года Корелли участвовал в исполнении оратории Г.Ф. Генделя «Триумф Времени и Истины» и возглавлял оркестр в его же оратории «Воскресение», поставленной 9 и 10 апреля 1708 года. Эти личные контакты, безусловно, способствовали укреплению репутации Корелли среди самых прославленных музыкантов. С полным правом можно сказать, что Корелли был властителем душ, эталоном для многих своих современников – как исполнителей, так и композиторов. Об этом свидетельствует огромный корпус сочинений «на темы Корелли», «в честь Корелли», которые начали появляться уже при жизни композитора в самом начале XVIII века.
Прежде всего, воображение современников поражали концерты Корелли. Известно, что первые сочинения в жанре concerto grosso (вошедшие, затем, в шестой опус) композитор создал около 1690 года. В 1689 году Angelo Berardi da S Agata писал: «Концерты для скрипок и других инструментов называют «симфониями», и сегодня особенно ценят и уважают симфонии Синьора Арканджело Корелли, известного скрипача, нового Орфея наших дней». Ученик Корелли Франческо Джеминиани (1687–1762), работая в Англии, переделал его шесть сонат из ор. 1 и ор. 3 и все сольные скрипичные сонаты ор. 5 в Concerti grossi, поскольку оригинальные кореллиевские концерты приобрели необыкновенную популярность среди англичан.
В Германии и во Франции, напротив, отдавали предпочтение трио-сонатам Корелли. Так появились VI Corellisierende Sonaten Георга Филиппа Телемана для двух скрипок и basso continuo. В них нет прямых тематических заимствований, и можно говорить лишь о следование моделям, предложенным Корелли. Телеман опирается на схему сонаты da chiesa, но расширяет цикл до пятичастного за счет введения медленной части-связки Grave перед финалом. Телеман использует ряд мелодико-гармонических оборотов а la Корелли, характерные типы фактуры, в частности, канонические имитации в приму и в квинту в партиях солистов в быстрых частях.
В Италии в течение всего XVIII века возникали ремейки кореллиевских сочинений. Самый любопытный, пожалуй, сборник Dissertazioni del Sg. Francesco Veracini sopra l’opera quinta del Corelli – «Рассуждения синьора Франческо Мария Верачини по поводу пятого опуса Корелли».
Информация о музыке:
Подбор по слуху и транспонирование
Согласно методическим рекомендациям Т.И. Смирновой, начинать импровизировать на инструменте ученик должен с первых уроков, но совершенно необходимо для успешного развития этого вида деятельности особое внимание уделять подбору по слуху. Импровизация рождается в сознании (слышим мы её внутренним сл ...
Зависть
Моцарт впервые столкнулся с искушенным в сочинении опер итальянцем в середине 1780-х годов, когда имела место одна курьезная премьера в Придворном венском театре. В один вечер шли два одноактных комических представления с музыкой - и интересно, что сюжет был практически один и тот же: производстве ...
Батальная музыка в России
Батальная музыка в России
Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, В ...