Апофеоз Корелли

Информация » Апофеоз Корелли

Страница 1

Апофеоз Корелли

Имя Арканджело Корелли – итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных – принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам.

Однако сегодня слава его носит несколько «музейный» оттенок: мы редко слышим его музыку с концертной эстрады, многие из его сочинений в России никогда не издавались и, вследствие этого, не доступны широкому кругу музыкантов.

Его наследие, быть может, покажется скромным (по сравнению, к примеру, с уже упомянутыми выше современниками) – всего шесть опусов:

12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни и органа ор. 1 (Рим, 1681);

12 трио-сонат da camera для двух скрипок, баса или клавесина ор. 2 (Рим, 1685);

12 трио-сонат для двух скрипок, баса или басовой лютни и органа ор. 3 (Рим, 1689);

12 трио-сонат для двух скрипок и баса ор. 4 (Рим, 1694);

12 сонат для скрипки, баса или клавесина ор. 5 (Рим, 1700).

12 Concerti grossi op. 6 (Амстердам, 1714).

Однако в течение XVIII века эти сборники выдержали рекордное количество переизданий по сравнению с сочинениями других известных европейских композиторов: ор. 1 переиздавался 35 раз, ор. 5 – 42 раза!

Большую часть жизни Корелли провел в Риме, на службе у самых влиятельных и знатных семей Италии. С 1684 года Корелли регулярно участвует в воскресных академиях у кардинала Бенедетто Памфильи. Возможно его сонаты da camera ор. 2, посвященные Памфильи, были созданы именно для этих собраний. После отъезда кардинала в Болонью, в 1690 году, Корелли получает покровительство молодого кардинала Пьетро Оттобони, который относился к Корелли скорее как к другу, чем как к слуге.

Его карьера скрипача-виртуоза складывалась не только из исполнения своих опусов: он также часто руководил оркестром при постановке чужих сочинений, например, в операх Б. Пасквини и А. Скарлатти. Также достоверно известно, что в мае 1707 года Корелли участвовал в исполнении оратории Г.Ф. Генделя «Триумф Времени и Истины» и возглавлял оркестр в его же оратории «Воскресение», поставленной 9 и 10 апреля 1708 года. Эти личные контакты, безусловно, способствовали укреплению репутации Корелли среди самых прославленных музыкантов. С полным правом можно сказать, что Корелли был властителем душ, эталоном для многих своих современников – как исполнителей, так и композиторов. Об этом свидетельствует огромный корпус сочинений «на темы Корелли», «в честь Корелли», которые начали появляться уже при жизни композитора в самом начале XVIII века.

Прежде всего, воображение современников поражали концерты Корелли. Известно, что первые сочинения в жанре concerto grosso (вошедшие, затем, в шестой опус) композитор создал около 1690 года. В 1689 году Angelo Berardi da S Agata писал: «Концерты для скрипок и других инструментов называют «симфониями», и сегодня особенно ценят и уважают симфонии Синьора Арканджело Корелли, известного скрипача, нового Орфея наших дней». Ученик Корелли Франческо Джеминиани (1687–1762), работая в Англии, переделал его шесть сонат из ор. 1 и ор. 3 и все сольные скрипичные сонаты ор. 5 в Concerti grossi, поскольку оригинальные кореллиевские концерты приобрели необыкновенную популярность среди англичан.

В Германии и во Франции, напротив, отдавали предпочтение трио-сонатам Корелли. Так появились VI Corellisierende Sonaten Георга Филиппа Телемана для двух скрипок и basso continuo. В них нет прямых тематических заимствований, и можно говорить лишь о следование моделям, предложенным Корелли. Телеман опирается на схему сонаты da chiesa, но расширяет цикл до пятичастного за счет введения медленной части-связки Grave перед финалом. Телеман использует ряд мелодико-гармонических оборотов а la Корелли, характерные типы фактуры, в частности, канонические имитации в приму и в квинту в партиях солистов в быстрых частях.

В Италии в течение всего XVIII века возникали ремейки кореллиевских сочинений. Самый любопытный, пожалуй, сборник Dissertazioni del Sg. Francesco Veracini sopra l’opera quinta del Corelli – «Рассуждения синьора Франческо Мария Верачини по поводу пятого опуса Корелли».

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Fudge Tunnel
Fudge Tunnel Команда из Ноттингема "Fudge tunnel" появилась на свет в 1988 году благодаря Алексу Ньюпорту (гитара, вокал), Дэвиду Райли (бас) и Адриану Паркину (ударные). Ее сухой юмор и неоднозначный музыкальный подход были в диковинку для британской сцены. Первым релизом группы стал едк ...

В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев
Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигать природу пальцев. Они очень различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в жизни. На привычке ...

Восприятие созвучий
§ 1. В музыке отношение высот двух звуков выражают музыкальным интервалом (секунда, терция, кварта, квинта и г. д.). В акустике отношение высот двух звуков выражают отношением их частот. Чем больше отношение частоты верхнего звука к частоте нижнего, тем больше разница между ними по высоте. Это отно ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru