Работа над техникой чтения с листа

Страница 1

Для закрепления «графического» восприятия нотной записи необходимо усложнять задачи, например, в следующем порядке (согласно методике Т.И. Смирновой): [13]

1. Ученики играют огромное количество пьес с установкой: проиграть 1–2 раза с анализом движения мелодии. На каждом уроке ученику задаётся 5–10 номеров из сборника «Сольфеджио» для самостоятельной работы (играть нужно с пропеванием счёта, нот, слов песен).

2. Параллельно с самостоятельной работой задавайте более сложные номера (тетрадь №1, №№23,32), приблизительно 4–5 номеров, но с объяснением на уроке, так как появляются дополнительные линейки, лиги, знаки альтерации, сложные тональности, изложение в 4 руки.

3. Включите в работу песни (из тетрадей №1,3) с буквенными обозначениями аккордов. Постепенно ученики запоминают новые буквенные обозначения аккордов. При игре ученик следит уже за двумя руками. При первых проигрываниях ставя только трезвучия («снеговиков»), со второго урока сам придумывает элементарный аккомпанемент, опираясь – на ранее пройденное упражнение.

4. Произведения, записанные на двух строчках, проигрываются на уроке один раз двумя руками. Если ученик не справляется сразу, то преподаватель играет партию одной рукой, ученик – второй, но с установкой – следить за двумя строчками. Дома разучивание пьес каждой рукой отдельно полностью исключается. Такая работа проводится только фрагментами и с совершенно иной целью – работать над звуком или техническим приёмом в трудном месте.

5. Затем приступайте к работе над пьесами, предложенными для игры в одной позиции (тетрадь №1, №№56–68, 71).

Учеником должны быть сыграны все указанные номера. В дальнейшем вы можете неоднократно использовать их для освоения других элементов техники чтения с листа и «игры в транспорте» (переходить к изучению этих пьес рекомендуется после №№33, 34, 35, где ученики играли обеими руками в симметричном, зеркальном движении и анализировали текст, опираясь на упражнение «бусы»).

Далее, нужно объяснить ученику, что каждый палец ставится на свою клавишу. Аппликатура проставлена только в исходных точках, а дальше он может сам проставить номера пальцев, которые подскажут текст в трудном месте. Теперь, когда руки ученика удобно стоят на клавишах и не нужно переставлять руки на другие клавиши, глаза могут следить только за нотным текстом. Это очень важный момент, так как текст ещё более усложнился, и следует читать сразу две нотные строчки.

Очень помогает ученику аппликатура. При первом чтении нот, чтобы поддержать общий хороший тонус от выполненного задания (сыграть без остановок), подсказывайте ученику не ноты, а номера пальцев. Благодаря этим пьесам превосходно развивается координация пальцев, ученик привыкает следить за аппликатурой. Преподаватель вырабатывает ощущение вертикали с нижней строчки, подсказывая номера пальцев начиная с левой руки, но не называя руку. На начальных номерах отрабатывается хорошее шагающее движение пальцев при спокойно лежащей, расслабленной, мягкой кисти (легато).

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Gwar
Gwar Что делают некоторые отморозки, которые толком не умеют играть на инструментах? Они рядятся в немыслимые костюмы, придумывают себе дурацкие клички и устраивают шок-шоу, придумав перед этим себе легенду. В случае "Gwar" их "предыстория" такова – миллионы лет назад банда косм ...

Европейское признание Грига. Широкая концертная де­ятельность композитора
Постановка “Пера Гюнта” в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалась большим успехом. Музыка Грига скоро и уже независимо от пьесы Ибсена завоевала композитору широчайшую популярность в Европе. Начинается новый период в жизни композитора. Он ос­тавляет систематическую работу дирижера в Кристиан ...

Г.Нейгауз о принципах аппликатуры
Говоря об аппликатуре, важно установить её верховный художественно верный принцип. Всё остальное тогда естественно из него вытекает. А главный принцип заключается в следующем высказывании: наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно со ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru