Формообразующие средства гармонии

Страница 15

Необходимо заметить, однако, что вопрос о том, имеем ли мы дело с отклонением (и расширением функциональности) или с модуляцией, не является чисто гармоническим и решается лишь в контексте целостного формообразования.

Эстетическое значение подобных функций видится прежде всего в огромном обогащении ряда прямо или опосредованно подчиненных тонике созвучий, в образовании новых тончайших функциональных оттенков и переплетений. Если взять только лишь простейшие основные и побочные функциональные созвучия (без мажоро-минорных смешений, различных диссонансов, без линеарности и т. д.), то в пределах расширенного лада C-dur мы получим многокрасочный комплекс гармоний.

В рамках последования под главенством единой общей тоники стремительно растут перекрестные «омнитональные» связи внутри расширяющейся тональности. В результате и гармония в целом приобретает многообразие и богатую разветвленность, особенно свойственную расширенной тональности позднеромантического типа.

Если обычно побочные доминанты (и субдоминанты) предваряют местную тонику в отклонении (естественно, чтобы энергия нового полутона «иссякала» бы в момент достижения цели), то изредка они идут вслед за своей тоникой. Такие неустои принято называть доминантами обратного действия.

Тональные планы

В основе тональных планов находятся функциональные и колористические соотношения тональностей. Тональные планы конкретных произведений представляют собою такие организации тональностей, которые обычно опираются на установившееся в музыкальных формах, структурах, нормы тональных отношений. Поскольку речь идет, во всяком случае, о той или иной организации тональностей, ясно, что простой тональный «реестр» произведения, тональная «опись» еще не дает истинной картины тонального плана. Чтобы выявить эту картину, надо установить связи тональностей в данном произведении, их взаимодействие, соподчинение.

Тональные планы складываются в итоге модуляций и отклонений. Ведь каждая модуляция обладает своей прямой, открытой или скрытой тональной целью. При анализе тональных планов должны быть в первую очередь зафиксированы те тональности, которые достигнуты путем модуляций; однако и некоторые, более важные для общего развития тональности, полученные путем отклонений, также не должны быть упущены из виду.

Первостепенное значение имеет функциональная сторона тональных отношений. Элементы тонального плана, появление тех или иных тональностей произведения, объясняются иногда склонностью, стойким пристрастием композиторов к отдельным тональностям.

Лад

Лад — широкое понятие, применяемое в различных, хотя и близких значениях. В музыке, прежде всего, необходимо выделить общеэстетическое и собственно музыкально-теоретическое значения термина. В музыкально-эстетическом смысле лад есть приятная для слуха согласованность между тонами высотной системы (в этом значении термин «лад» совпадает с музыкально-эстетическим аспектом понятия «гармония»). В музыкально-теоретическом значении определение понятия лада обычно представляет собой как бы проекцию общеэстетического значения на конкретнозвуковые отношения, где связываются между собой (в качестве коррелятивных, даже диалектических, противоположностей) основополагающие музыкально-логические понятия «устой-неустой», «главное-подчиненное», «опорное-неопорное», «центр-окружение („периферия")», «покой-тяготение», «неподвижность-движение», «уравновешенность-стремление» и др. По определению И. В. Способина, лад — «система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия» (Лекции по курсу гармонии. С. 24); у Ю. Н. Тюлина лад — «система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней» (Краткий теоретический курс гармонии. С. 10); у Т. С. Бершадской лад — «звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации» (Лекции по гармонии. С. 48).

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация о музыке:

Мортон Фелдман
Мортон Фелдман (1926 - 1987) В 1949 году два человека ушли с одного нью-йоркского концерта, не дождавшись его завершения. Оба находились под таким сильным впечатлением от Symphonie Op. 21 Антона Веберна (Anton Webern), что уже не хотели после этого слушать какую-либо другую музыку. Они встретились ...

Graveworm
Graveworm Эта итальянская формация из Южного Тироля объявилась на свет где-то в начале 90-х. Первое время музыканты специализировались на дэт-метал, отсюда и взялось столь мрачное соответственное название – "Graveworm". Уже позже, когда группа перешла к более атмосферным вещам, вывеску ви ...

Интересные факты
1. Неудачливый жених Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не ч ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru